Завершившийся Рижский саммит «Восточного партнёрства» показал несостоятельность этой программы и кризис восточной политики ЕС. По итогам саммита на Западе окончательно восторжествовала точка зрения, что отношения с республиками бывшего СССР больше невозможно выстраивать на идеологических основах, игнорируя специфику каждой отдельной постсоветской республики и многовековые связи всех их с Россией. Прибалтика, отстаивавшая именно такую модель отношений Запада с постсоветскими странами, переживает после Рижского саммита полный провал своей политики.
«В целом после Риги осталось ощущение, что этот саммит — последний в такой форме. И от европейских политиков, и от представителей шести стран-партнеров всё громче звучали пожелания о большей «дифференциации». Их и раньше условно делили на две группы: страны, желающие стать членами ЕС (Молдавия, Грузия, Украина), и остальные. Демарш Беларуси и Армении показал, что среди участников «Восточного партнёрства» есть если не раскол, то трещина, — пишет немецкая «Deutche Welle» в статье «Рижский бальзам для Украины, или Трещины “Восточного партнёрства”». — Вторым поражением Украины в Риге стал демарш Армении и Беларуси. Уже в первый день работы саммита в СМИ просочилась информация о том, что они отказываются одобрить текст итоговой декларации, если в нём будут слова об аннексии Крыма Россией. Многочасовые уговоры европейских лидеров результатов не дали».
Смешанные чувства от Рижского саммита и в странах-участницах «Восточного партнёрства»: и внешние наблюдатели, и антироссийски настроенные авторы из этих стран признают разочарование в нынешней программе сближения с ЕС. «Запад проявляет всё меньше стремления к интеграции с Грузией, чем вызывает разочарование у жителей страны, —
Неудовлетворённость и вакуум смысла — главные ощущения от состоявшегося саммита. Его организаторы приложили максимум усилий, чтобы результаты саммита были минимально приемлемы и не давали оснований говорить о провале. Но результаты всё равно не могут устроить никого, кроме брюссельских чиновников, которым достаточно формальных оснований, чтобы прикрыться бумажкой о хорошо проделанной работе.
В Риге Украине и Грузии пообещали провести мониторинг ситуации в этих странах, и если эта ситуация будет удовлетворять критериям Еврокомиссии, тогда, может быть, для жителей этих стран — нет, даже не введут безвизовый режим, а позволят находиться на территории ЕС без визы не более трёх месяцев в году. Для Молдавии такая практика уже введена: она теперь европейцами и выдаётся за безвизовый режим. Но для миллионов украинцев и грузин, мечтающих сбежать с постылой родины, чтобы жить и работать в Европе, было бы легче вовсе не слышать никаких обещаний, чем услышать обещание разрешить находиться на территории ЕС без визы три месяца в году.
Сомнительными являются итоги саммита для всех, кто хотел придать ему характер антироссийской переклички — сделать саммит демонстрацией антироссийской солидарности всей Европы и всего постсоветского пространства. Украинские дипломаты при полной поддержке страны-хозяйки саммита Латвии и других прибалтийских коллег несколько недель вели отчаянную борьбу за текст итоговой декларации, стремясь сделать его одиозно русофобским.
Бились они, что очень важно, с представителями большинства других стран ЕС, подписываться под очередной русофобской истерикой Восточной Европы не желавших.
В итоге
Правда, в ней есть фраза про «аннексию Крыма». Но и здесь осуждение России получилось не вполне убедительным: «ЕС подтверждает свои позиции, принятые в совместном заявлении на саммите Украина — ЕС 27 апреля, в том числе в части о незаконной аннексии Крыма и Севастополя». То есть страны «Восточного партнёрства» под «аннексией» не подписались. Окончательный вариант текста стал результатом компромисса: Белоруссия и Армения грозили вовсе не подписать декларацию, если им предложат подписываться под «аннексией» Крыма. Вместо единодушного шельмования одной почти не упоминающейся в документе страны, о котором мечтали литовские, латышские и украинские участники саммита, получилась демонстрация серьёзных противоречий между ЕС и отдельными странами-участницами «Восточного партнёрства».
Для кого Рижский саммит получился безусловно провальным, так это для прибалтийской дипломатии. Для Литвы и хозяйки саммита — Латвии.
Во-первых, все страны, участвовавшие в мероприятии, подписались под требованием неукоснительного соблюдения Минских соглашений, исключительно мирного урегулирования конфликтов в регионе «Восточного партнёрства» и даже особо поблагодарили Белоруссию за оказанные ею услуги посредника и миротворца. А ведь ещё три месяца назад на Западе была очень популярна и совсем не маргинальна идея поставлять украинской армии оружие НАТО для ведения боевых действий на Донбассе. Сейчас же от этой идеи открестились вообще все, включая Соединённые Штаты Америки. А Литва, как дура, уже поставила...
Во-вторых, персональным вкладом Латвии в дело успеха саммита планировалось сделать визит в Ригу президента Белоруссии Александра Лукашенко. Латвийский МИД по этому вопросу всю весну вёл с Минском дипломатическую игру.
В итоге Лукашенко не просто не поехал в Ригу, а обрушился с резкой критикой на «Восточное партнёрство» и всех, кто эту программу продвигает.
«Украинские события должны были всех научить, как надо беречь мир. Надо смотреть на главное, решать эту проблему, в том числе и в Украине, в других государствах. Нет, собрались на «Восточное партнёрство». И что? В каждом документе клеймить позором Россию, не прямо, так косвенно, — прокомментировал президент Белоруссии состоявшийся Рижский саммит. — Почему мы должны быть против России?.. Мы не можем поддержать такую позицию, потому что главное — не обвинить сегодня кого-то, уже хватает обвинений, надо мир подарить этой стране и людям. Мы хотим, чтобы в том числе и с нашей земли исходил мир. В этом суть нашей политики».
Александр Лукашенко в своей манере ещё раз подтвердил, что Белоруссия всегда выступала за то, чтобы «Восточное партнёрство» не было направлено против какой-то страны, и если Россия не участвует в программе, то её не стоит «заочно дубасить, в том числе за Крым». Судя по всему, латвийские дипломаты на межгосударственных консультациях предлагали белорусской стороне именно это: «заочно дубасить» Россию в обмен на какие-нибудь уступки Белоруссии со стороны ЕС. Лукашенко послушал всё это... и просто не приехал в Ригу. Также от участия в Рижском саммите в последний момент отказался президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В-третьих, в Риге потерпела фиаско идея фикс прибалтийских республик о создании общеевропейского «контрпропагандистского» телеканала на русском языке, с которой они носятся уже почти год, — ни о каком телеканале в итоговой декларации саммита ничего не сказано.
Так что если Украина хотя бы получила по итогам Рижского саммита «утешительный приз» в виде кредита на 1,8 млрд. евро, который поможет ещё некоторое время продержаться на плаву её тонущей экономике, то странам Балтии остаётся лишь делать хорошую мину при плохой игре.
Ведь фактически произошла смысловая смерть «Восточного партнёрства» — к этому сводятся комментарии политиков, экспертов, журналистов самых разных взглядов и направлений из множества стран по итогам Рижского саммита. Не может дальше быть приоритетом восточной политики ЕС программа, разрывающая постсоветское пространство по живому, провоцирующая войны и политические кризисы, работающая со всеми странами-участницами программы скопом, отказываясь видеть в каждой из них специфику и уникальность, заменяя трезвый взгляд на мир идеологическими догмами о «сдерживании имперских амбиций России».
А смысловая смерть «Восточного партнёрства» означает и стратегический провал балтийских стран, внешнеполитическую философию которых выражала эта программа.
Их дипломатия — это больше не восточная политика ЕС. Если Литва теперь будет продолжать воплощать свои мессианские амбиции на постсоветском пространстве, выступая «экспортёром демократии» от имени всей Европы, то у Европы будут все основания назвать Литву и другие страны Балтии самозванцами и сказать «вы нас даже не представляете».