Что делать, если завтра придут вооруженные до зубов русские? В Прибалтике расскажут в деталях и дадут ценные советы. Правительства этих стран решили позаботиться о том, как должны вести себя жители в случае войны.
Военные приготовления в Прибалтике идут полным ходом. То воинский призыв грозятся вернуть, то обещают поднять оборонные расходы до «натовской» планки в 2% ВВП. Параллельно активно идет работа по моральной подготовке населения к возможному вторжению извне. Разумеется, с Востока.
В начале месяца Латвия заявила об основательном плане ввести в школах гражданскую оборону. Пилотный курс стартует в следующем году. Охват всех школ ожидается к 2020 году. В определенной мере опасения чиновников можно понять: положение дел в оповещении населения местами весьма удручающее. В стране имеется 164 сирены, призванные предупреждать о ЧП, и лишь 27 из них способны раструбить о внезапном появлении «зеленых человечков». И это все равно будет без толку, потому что гражданская сознательность не лучше – 60% жителей предпочитают тревогу вообще игнорировать. Политическая риторика первых лиц позволяет сделать смелое предложение, что после очередных российских учений обывателей могут заставить и советскую молодость вспомнить, когда на военной подготовке школьники надевали противогазы, разбирали-собирали автоматы на время, а в 10 классе ездили на стрельбища. Теперь МВД Латвии уже на днях разработал проект специального буклета на случай войны. Брошюра в скором времени должна начать распространяться среди населения. Схожий буклет, как пишет латвийский Delfi, готовится выпустить и Государственная пожарно-спасательная служба.
Во время нападения неприятеля латышам предписывается срочно покинуть зону боевых действий, собрав нажитое непосильным трудом. Если цейтнот – то нужно срочно собрать сумку с деньгами, документами, банковской карточкой, резервным мобильным телефоном, портативным радиоприемником, ножом, топориком, зажигалкой, лекарствами, продуктами питания и другими предметами первой необходимости. Разрешается ли при бегстве, в случае молниеносной оккупации «по-крымски», пересекать границы собратьев по ЕС и НАТО, история умалчивает. Но, учитывая, что 81% латвийцев выступают против повышения средств на оборону, вариант с топорами и радиоприемниками выглядит действительно практично и малозатратно.
Людей просят сообщать в компетентные органы о всяческих «подозрительных лицах с оружием, которые плохо ориентируются на местности, отличаются своим внешним видом от местных жителей». Считаются ли таковыми иностранные вояки, устраивающие мордобой в центре Риги или справляющие малую нужду на витрины в Вентспилсе, также не уточняется.
При общении с «вежливыми людьми» советуют проявлять ответную галантность: не конфликтовать, вести себя спокойно, подчиняться. Когда стреляют — прятаться в подвалах и оврагах.
Отдельно упоминается вражеский десант с воздуха, словно чиновники современной Латвии вдохновлялись просмотром известного американского фильма «Красный рассвет», снятого в 1984 году на пике Холодной войны. Там как раз есть эпизод, в котором ничего не подозревающие ученики сидят в школе, пока за окнами в чистое поле начинают опускаться злобные советские (и кубинские!) парашютисты. Похоже, даже членство в мощном военном альянсе НАТО не избавило руководство стран Балтии от фобий и мышления на уровне пропагандистских голливудских боевиков 80-х годов.
В Литве пособие из разряда «Нападение России для чайников» написали еще в январе. Какой там буклет? Увольте. Вышел 100-страничный памфлет совместного производства Минобороны и пожарной службы. Презентовал его лично министр обороны Юозас Олекас. Для бывшего работника Вильнюсской высшей партийной школы Дали Грибаускайте латвийский номер «взять топор, сбежать, отсидеться» не пройдет. Чувствуется хватка замполита. Литовцев прямо агитируют партизанить. Местами руководство похоже на древнекитайский трактат: «Сохраняйте волю к сопротивлению». Наставления в духе «выстрелы за окном – это еще не конец света» отдают чем-то дзен-буддистским.
Несмотря на то, что руководство пропитано установкой «спокойствие, только спокойствие», литовцев призывают к активно-пассивной обороне: битвы в соцсетях, хакерство, распространение слухов об утечках газа, демонстрации и стачки. На худой конец — просят пофилонить на работе.
Думаю, небольшим балтийским странам, серьезно озабоченным вторжением грозных соседей, будет нелишним изучить опыт зарубежных коллег, также склонных превращать свои страны в осажденные крепости, благо, рвение к этому прямо подталкивает. Во время посещения Северной Кореи блогер Артемий Лебедев описал местные фортификации: «На всякий пожарный бетонные надолбы стоят вдоль всех дорог в радиусе километров пятидесяти от границы. Их украшают барельефами бамбука, надписями и орнаментами». Эти огромные надолбы и массивные бетонные кубы подпираются деревянными клиньями. При вторжении неприятеля клинья вышибают, кубы падают на дорогу, не пропуская «вежливый» танк вглубь отчизны. Метод неказист, экономичен и прост в исполнении, никакого хай-тека, что еще и удобно при дырявом бюджете исполнителей. Правда, эстетика страдает. Можно будет украсить патриотическими граффити, как сейчас модно на Украине, либо изрисовать национальными мотивами с «громовыми крестами».
Поскольку литовское руководство упоминает бункеры, ему будет интересен опыт товарища Хожди. Энвер Ходжа правил тоже небольшой, но гордой державой — Албанией, и сильно переживал относительно иностранного вторжения. Под его чутким присмотром по стране было построено 700-900 тысяч бункеров, чтоб всем хватило. Их втыкали и в горах, и на пляжах, и между огородами, и посреди полей, рядом с пасущимися коровами — мало ли чего.
И Латвии тоже пригодится — плюс «албанского варианта» в том, что бункеры получились двойного назначения. Многие из них впоследствии облагородили, разукрасив и сделав евроремонт. Их в мирное время используют в качестве кафе, ресторанчиков, гостиниц, дискотек. Туристов они тоже привлекают. После оттока денег из Юрмалы, исхода «Новой волны» и «Голосящего КиВиНа» это вдвойне актуально. А русским туристам, как известно, не чужд экстрим.
Пока же в настойчивом желании сыграть роль прифронтовой полосы Литва и Латвия умудряются не только послать привет северным корейцам и иным трясущимся от мысли о вторжении неприятеля странам, причем 30-летней давности, но и в некотором смысле по степени тревоги переплюнуть живущую по законам АТО Украину. Если Киев занят, по большей части, отгораживанием себя от «вероятного противника», будь то рытье экскаваторами окопов и траншей вдоль границы или запрет на въезд в страну российским мужчинам от 16 до 60 лет, то Вильнюс с Ригой, смотря в сторону Украины, взялись распространять настрой предвоенных страхов на собственных граждан. В медицине похожее стрессовое состояние называется синдром Кувад или «мнимой беременностью» у мужчин. Это когда сердобольный и нервный муж настолько переживает за беременную жену, что, пристально наблюдая за ней, начинает испытывать те же симптомы, что и она, и порой даже сильнее и мучительнее. Только вот разродиться он не может.