24 августа Украина традиционно отмечает День независимости. Вот только независимость эта на сегодняшний день предельно ограничена.
24 августа 1991 года на фоне событий в Москве Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. Впрочем, до декабря 1991 года, когда были подписаны Беловежские соглашения, международно-правовой статус УССР оставался без изменений. Кроме того, по условиям Беловежских соглашений было создано СНГ, задумывавшееся изначально как обновленный Советский Союз, субъекты которого получали бы куда большую самостоятельность. На первых порах Содружество действительно имело признаки единого государства: например, существовали Объединенные Вооруженные силы СНГ, но реального интеграционного проекта так и не получилось. Бывшие советские республики отправились в самостоятельное плавание.
С первых же лет независимости главной проблемой Украины стали ее «верхи», не отличающиеся высоким уровнем управленческих навыков и, главное, моральных качеств. Примерно об этом же говорит известный украинский политолог Андрей Золотарев:
«Проблема Украины в крайней местечковости ее элиты, провинциализме. Во времена Союза все сильные и перспективные кадры понятно куда стремились — реализоваться в Москве. А здесь оставался очень специфический тип, знакомый нам по Кравчуку. Порошенко — это продукт такой среды. Эта местечковость является причиной многих проблем, причиной того, что страна, имевшая прекрасные стартовые возможности, была приговорена своей политической и бизнес-элитой к разделке на металлолом».
Особенно выпукло данная тенденция проявилась по итогам событий 2014 года, когда действующие киевские власти в обмен на внешнюю легитимацию и возможность извлекать коррупционную ренту согласились на передачу значительной части суверенитета государства в третьи руки; согласились реализовывать на практике навязанный извне политэкономический сценарий под названием «аграрная сверхдержава» (коих не может существовать в принципе).
В целом для большинства украинских элитариев и «патриотической общественности» важна не независимость сама по себе, а лишь независимость от России. Ради чего в последние годы разрываются социокультурные и торгово-экономические связи между странами.
На сегодняшний день субъектность Украины ограничена не только по причине маргинальности местных политиков, их лакейства по отношению к Западу. Имеется как минимум несколько подписанных Киевом международно-правовых документов, резко сузивших для Украины пространство суверенных решений в последние годы.
Во-первых, это Соглашение об ассоциации Украина — Евросоюз, где очерчены шаги по преобразованию внутренней и внешней экономической политики. В частности, многие навязываемые нормы (например, автономность антикоррупционных структур) не соответствуют принятым в ЕС стандартам и, по мнению ряда экспертов, являются инструментами внешнего управления. Помимо этого, предусмотренный Соглашением демонтаж таможенных барьеров бьет по отечественным производителям и усугубляет процессы деиндустриализации страны.
При всем при этом в декабре 2016 года по итогам референдума в Нидерландах в Соглашение были внесены правки, предусматривающие невозможность членства Украины в ЕС.
Во-вторых, это меморандумы правительства с МВФ, где прописаны жесткие антисоциальные требования. Эффективность «настойчивых советов» Фонда давно и обоснованно подвергается сомнениям, но меморандумы МВФ фактически являются экономической программой украинских властей («сильных — в рабы, слабых — в гробы»). В логику экономической десуверенизации укладываются и назначения на высокие государственные посты иностранцев, чьи профессиональные качества весьма сомнительны.
Процесс десуверенизации накладывается на обвальное сокращение «кормовой базы» для «верхов», что не позволяет вернуться к буржуазной демократии образца 1991–2013 годов, обеспечивавшей рядовых украинцев куда большим набором прав и свобод. Как политических, так и экономических.
Наконец, это Минские соглашения, утвержденные резолюцией Совета Безопасности ООН. Имплементацию этих соглашений нередко обсуждают без представителей самой Украины. «Минском-2» Украине навязан определенный пошаговый план действий, выполнение которого должно привести к разрешению внутриполитической проблемы при активном содействии прочих участников «нормандского формата».
Спектр же мнений относительно будущего Украины достаточно широк: от того, что нынешний период — это «самая темная ночь перед рассветом», до того, что точка невозврата уже пройдена. Поживем — увидим, но, как бы там ни было, в День независимости хочется пожелать, чтобы Украина стала действительно независимым государством, где будет власть для народа, а не народ для власти.