×
Политика Политика

«Северный поток – 2» превратит газотранспортную систему Украины в металлолом

Источник изображения: cont.ws

Москва начинает демонтаж газового коридора через Украину. Экспорт голубого топлива в Европу будет переведён на «Северный поток – 2». Для спасения своей газотранспортной системы Киев жалуется Еврокомиссии, надеясь сохранить транзит. На помощь Украине приходит специалист по «конструктивным» переговорам с «Газпромом» – Литва, на днях проигравшая суд российскому газовому гиганту. Энергетический сюжет лихо закручивается. 

Сможет ли Украина сохранить свои позиции в качестве транзитёра голубого топлива в Европу? Едва ли… Процесс диверсификации маршрутов газовых поставок запущен. 

После распада СССР в наследство Украине досталась развитая газотранспортная система (ГТС), некогда интегрированная в Единую систему газоснабжения Союза. Магистральные газопроводы, распределительные сети и газохранилища, окутывающие всю территорию «Незалежной», образуют вторую по величине ГТС в Европе и одну из крупнейших в мире. Для постсоветской Украины газотранспортная система является одним из символов независимости и суверенитета. «Фаллическим символом независимости, причём находящимся в горизонтальном лежачем положении», – уточнял оппозиционный российский политик Борис Немцов в эфире украинского ток-шоу «Шустер live» в начале 2013 года. Меткое замечание: уже на тот момент тенденции регионального энергетического рынка и актуальные инфраструктурные проекты России ставили потенциал украинской ГТС под большой вопрос. «Газовые войны» между Киевом и Москвой, бесконечные споры о цене на голубое топливо, невыполнение контрактов Украиной, а главное, отсутствие должных гарантий бесперебойности транзита заставляли Москву заниматься диверсификацией маршрутов поставок. При продолжении подобных энергетических конфронтаций прокачки через украинскую трубу рано или поздно должны были остановиться, а сам символ суверенитета – превратиться в груду металлолома. Вопрос заключался лишь в том, когда это случится. 

Выходом из ситуации была бы своевременная передача злосчастной газовой трубы «Газпрому», как это сделал Минск, согласившийся продать свой пакет акций «Белтрансгаза». Для сегодняшней постмайданной Украины это, конечно, не вариант, да и Москва уже успешно реализует альтернативные стратегии. 

Остановка проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» отсрочила смертный час украинской ГТС. Но неожиданно, на пике санкционного противостояния Москвы и Запада, появляется «Северный поток – 2» – проект строительства двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Политическим лоббистом проекта в Европе выступает официальный Берлин, а главным «адвокатом» «Северного потока – 2» становится министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль. Одна из целей проекта – лишение Украины статуса транзитёра. Между тем, транзит российского газа обеспечивал стране победившего Майдана порядка 2 млрд долларов ежегодно. 

Серьёзные доходы. Обидно терять… 

«Газпром» начинает сокращение мощностей газопровода на Украину, сообщил во время Петербургского международного экономического форума глава компании Алексей Миллер. Экспорт голубого топлива в Европу будет переведён на «Северный поток – 2». Как следует из презентации председателя правления российского газового гиганта, до 2020 года будет ликвидировано 4300 км труб на украинском направлении, к 2030 году – 10 700 км. После таких «реформ» через «Незалежную» можно будет прокачивать лишь 10–15 млрд куб. м газа в год, тогда как в рекордном 2005 году объёмы транзита достигали 121,5 млрд куб. м, в 2011-м – 93 млрд куб. м, в 2015-м – 67 млрд куб. м. 

Политика политикой, но за отказом от украинской трубы стоят и вполне конкретные экономические основания. При действующем транзитном тарифе поставки в Германию по «Северному потоку – 2» обойдутся в 1,6 раза дешевле, чем через территорию Украины. Решение также подкрепляется смещением российского центра газодобычи из Надым-Пур-Тазовского региона на полуостров Ямал и изменением спроса у европейских покупателей: в настоящее время рост потребления демонстрируют страны Северной Европы, собственная добыча которых имеет тенденцию к снижению. 

Если транзит российского газа через Украину сократится в 4–5 раз, Киеву придётся выводить из эксплуатации сопоставимые мощности. Вся ГТС потребует перестройки, на что у «Нафтогаза» денег, естественно, нет. Вот и остаётся украинским властям торпедировать проект «Северный поток – 2», посылая вместе с рядом восточноевропейских единомышленников разные кляузы в Еврокомиссию. 

Плечом к плечу с официальным Киевом в этом вопросе, конечно же, выступает «бессменный друг» и учитель постмайданной Украины – литовская политэлита. Ещё в 2014 году президент Даля Грибаускайте обещала «поделиться с украинцами опытом в достижении энергонезависимости». Вильнюс лучше других знает, как выстроить максимально контрпродуктивные отношения с «Газпромом».

Буквально на днях Арбитражный суд Стокгольма отклонил иск Литвы к российскому поставщику на 1,4 млрд евро за якобы недостаточную скидку на газ. Или же избитый пример с пресловутым СПГ-судном: «успех» терминала сжиженного природного газа в Клайпеде оказался столь ошеломительным, что заставил литовских политиков идти с челобитной к газпромовским боярам и говорить о возвращении к долгосрочным контрактам. Кстати, примеру учителей последовали и украинцы, попросив Москву возобновить поставки «недемократического» голубого топлива с июля месяца. 

Как показывает опыт европейских покупателей, с российским газовым поставщиком всегда можно было договориться о скидках, отсрочке платежей или списании долгов, ведь сохранение и расширение экспортных рынков является экзистенциальной задачей для самого «Газпрома». Меньше истерик, больше конструктива – и судьба украинской ГТС была бы не столь трагична, а Литва могла бы иметь более дружественную цену на голубое топливо. Недаром формулу, по которой определяется стоимость российского газа для зарубежных потребителей, называют «формулой любви».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров