×
Политика Политика

Страны Балтии начинают борьбу за российский транзит

Источник изображения: http://sputniknewslv.com/

На фоне сокращения российского транзита в странах Балтии начинается активная делёжка оставшихся потоков. Вильнюс искусственно завышает тарифы на грузы из Калининграда, чтобы не делиться ими с латвийскими портами. С таким обвинением в адрес соседей выступил мэр латвийского портового города Вентспилс Айварс Лембергс.

«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – заявил Лембергс в эфире радиостанции Латвийского радио 4.

Негодование мэра Вентспилса понятно и оправданно. Для Лембергса падение российского транзита – личная проблема. С 1994 года бессменный градоначальник является президентом Латвийской ассоциации транзитного бизнеса. Порт и нефтетерминал всегда были золотой жилой для Лембергса. Доходы от транзита давали возможность облагораживать и развивать город, раз за разом сохраняя мэрское кресло. Деньги и политическое влияние позволили Лембергсу «бодаться» с партией власти («Единством»), участвовать в дележе министерских портфелей, контролировать столичные СМИ (Neatkarīgā Rīta Avīze) и предъявлять премьерские амбиции. Экстравагантный вентспилсский мэр закрепился в статусе «серого кардинала» парламентской партии Союза «зелёных» и крестьян.

Однако с течением времени ресурсы для обеспечения власти и участия в политической борьбе стали сокращаться. Всё просто: российский транзит, генерирующий для Прибалтики огромные доходы, начал стремительно снижаться.

Уже с 2000 года Москва берёт курс на создание собственной инфраструктуры на Балтике, которая позволила бы проститься с ушедшими в ЕС бывшими советскими республиками. В Ленинградской области начинают строиться и развиваться российские морские гавани: нефтеналивной порт Приморск, сухогрузный порт Усть-Луга, порт Выборгский. Появляется Балтийская трубопроводная система – II, связывающая нефтепровод «Дружба» с портами России на Балтийском море, газопровод «Северный поток» и проект его расширения – «Северный поток – 2». По мере появления альтернативной инфраструктуры снижаются показатели грузооборота железных дорог и гаваней стран Балтии.

Новые порты Северо-Запада РФ заработали на полную силу в 2015 году. В этот же год прибалтийские морские ворота показали рекордное падение объёмов грузоперевалок. Так, грузооборот Вентспилсского порта в 2015 году составил 22,5 млн т., что на 14% меньше, чем за предыдущий год, а за 4 месяца 2016 года грузооборот и вовсе сократился на 23,2% – до 7,6 млн т. Падение будет продолжаться. Снижение объёмов связано с российской политикой переориентации грузов на свои порты. Этот курс уже не может быть повёрнут вспять. 

Кризис прибалтийской транзитной отрасли – явление объективное и логически предопределённое. Геоэкономика, nothing more.

Вот и Лембергс, ранее уверенно сидевший на транзитном потоке, теперь пытается вычерпать последнее из оставшегося ручейка. Надо поспешить. Компания «Транснефть», строящая трубопроводную систему Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск и морской терминал в Приморске для экспорта «чёрного золота» в страны Западной и Северной Европы, уже пообещала Вентспилсу двукратное снижение перевалки нефтепродуктов в 2016 году. А тут ещё хитрые литовцы со своей «криминальной» транзитной политикой с завышением цен. Да и в разговорах с потенциальными партнёрами из Азии прибалтийские соседи не брезгуют прибегать к некорректным методам. «Они (литовцы – прим. RuBaltic.Ru) умудряются в переговорах с китайцами рассказывать о том, что Клайпеда – единственный незамерзающий порт в Балтийском море», – сообщали в частных беседах порталу Delfi транзитные бизнесмены из Латвии.

На фоне литовских показателей статистика морских гаваней Латвии сегодня выглядит откровенно малопривлекательной. Ситуацию с латвийскими портами усугубляет их политический ангажемент. Так, Рижский свободный порт является источником ресурсов для партий «Согласие» и «Честь служить Риге», Вентспилсский порт обеспечивает Лембергса и его марионеточную региональную партию «Латвии и Вентспилсу», партия мэра Лиепаи (Лиепайская партия) и председателя правления Лиепайского порта Улдиса Сескса аффилирована с «Единством». 

Подобное столкновение интересов мешает консолидировать инфраструктуру на государственном уровне и отказаться от деления направлений по определённым морским гаваням.

В свете сокращения российского транзита региональным решением для Прибалтики могла бы стать договорённость о специализации портов и распределении ниш, отказ от перетягивания одеяла. Литовцы лучше работают с контейнерами, у Латвии хорошо получается перегружать уголь. Не поделить ли рынок?

Вот только перспективы консолидировать латвийскую транзитную отрасль и уж тем более договориться с Вильнюсом, намеренным предельно агрессивно решать свои инфраструктурные проблемы, весьма туманны. Когда дело касается денег, «прибалтийское единство» перестаёт работать.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров