2017 год только начинается, а Литва уже бьет европейские рекорды эмиграции, установленные ею же всего лишь в прошлом году. Литовцы из года в год бегут из своей страны всё быстрее: почти все литовские школьники по достижении совершеннолетия планируют сбежать из Литвы, литовские деятели культуры призывают народ к эмиграции, многочисленные «дни независимости» — государственные праздники и официальные выходные — используются гражданами Литвы для отбытия в соседние страны. Великий Исход литовского населения всё больше напоминает бегство пассажиров с тонущего корабля.
«Нетрудно заметить, что еду мы покупаем в Польше, работаем в Норвегии, Англии. Отдыхаем — в Испании, Турции. Молодежь учится во всём мире! Так зачем нужна эта Литва? Чтобы содержать депутатов парламента, которые заставляют людей эмигрировать? Тема для размышления. Я на 100% за эмиграцию, — написал на своей странице в социальной сети литовский дизайнер Юозас Статкявичюс, — 25 лет, как мы свободны, а перемен никаких! Только к худшему! Только обещания и пустые ничего не значащие слова! Плохо! Я снова думаю бежать отсюда! Из страны, где национальное блюдо — другой литовец! Лучше любить Литву издалека, из страны, где можно заработать, где тепло и у матери-пенсионерки никто не заберет деньги (и вместо 50 отнятых вернут 14). Слов нет, ничего, нужно действовать — собирать чемодан, ничего здесь не будет! И вам советую! Бежим отсюда! Иначе придет время, не выпустят! Бежим!»
Призыв к бегству из уст модного дизайнера вызвал в информационном пространстве Литвы настоящее землетрясение. Крик души Юозаса Статкявичюса был разобран на цитаты, разошелся по литовским социальным сетям и оказался в центре обсуждения центральных СМИ Литовской Республики. Дело дошло до «контрпропагандистского отпора» ренегату и клеветнику на светлое литовское настоящее со стороны верных партии и правительству мастеров литовской культуры.
«Дорогие поклонники этого заболевшего звездной болезнью мусора, уезжайте все отсюда как можно скорее и не мешайте нам спокойно наводить порядок у нас во дворе. Поскольку чем меньше в Литве будет таких вшивых недоумков, как большинство тех, кого умиляет творчество этого ничтожества, тем лучше будет жизнь в нашей стране», — отреагировал на заявление коллеги по миру искусства литовский режиссер и сценарист Ионас Банис.
Отповедь клеветнику Литвы от негодующего патриота — песня; читать — одно удовольствие. Режиссер Банис даже не пытается опровергать слова дизайнера-отступника и доказывать, что в Литве всё не так уж плохо. Вся его аргументация сводится к тому, что такую Литву, какая есть, литовцы сами и создали. Не нравится, что получилось, — валите молча, и неча на власть пенять, когда вы сами во всём этом позоре виноваты.
«Не власть, а сами жители Литвы на протяжении 27 лет воровали у государства, а сейчас возмущаются, что оно не такое хорошее, какое создали люди, живущие где-то в другом месте… Если бы в течение этих 27 лет вы платили налоги так честно, как эстонцы, то наша страна была бы в два раза богаче. В два раза. В два раза больше были бы доходы, пенсии, зарплаты учителей и врачей, инвестиции в инфраструктуру... Но нет. Всё растаскали, съели и сейчас еще насрали на стол. Не беспокойтесь: мы, те, кто остаемся, уберем. А вы валите отсюда и никогда не возвращайтесь», — напутствовал отбывающих из Литвы национально мыслящий деятель культуры.
Впрочем, литовцы «валят» из своей страны и без понуканий и призывов творческой интеллигенции: Литва который год подряд бьет все европейские рекорды эмиграции населения, ею же самой устанавливаемые, и повальное бегство литовских граждан всё больше напоминает эвакуацию с тонущего корабля.
Литва каждый год уменьшается на 1,5% населения. В час из этой страны уезжает 4–5 человек, в день — 100 человек, в год — 35 тысяч. Департамент статистики Литвы обнародовал информацию, согласно которой на 1 января 2017 года в стране проживало 2,849 млн человек, что на 39,2 тыс. меньше, чем в прошедшем году. Две трети потери численности населения составляет эмиграция.
Такой была ситуация по итогам 2016 года. Но новый год уже установил новые рекорды. В январе 2017 года было получено более 15 тысяч деклараций об отъезде из Литвы. Это в три (три!) раза больше, чем за аналогичный период прошлого года: в январе 2016‑го было подано 5082 декларации, в прошлом месяце — 15388. Либо эмиграция за один год в самом деле выросла втрое, либо реальные цифры оттока населения в предыдущие годы были многократно занижены.
По данным Департамента, больше половины эмигрантов — 52% покинувших Литву в первом полугодии 2016 года — это молодёжь в возрасте 18–35 лет. Эти данные соответствуют выводам социологов.
Согласно опросу социологической службы Baltijos Tyrimai, девять из десяти молодых литовцев в возрасте от 15 до 19 лет планируют эмигрировать из Литвы.
«Установлена устрашающая цифра: 90,4% респондентов в возрасте 15–19 лет заявили, что, если откроются подходящие возможности, они из Литвы уедут», — говорит директор исследовательского центра Baltijos Tyrimai Гинтарас Хоментаускас. По мнению социолога, Литва стремительно теряет свое будущее: Литовская Республика больше не является той страной, с которой можно связывать надежды на лучшую жизнь.
Отказ литовцев от собственной страны проявляется не только в таких этапных решениях, как эмиграция. Он проявляется и в мелочах: в «структурах повседневности» обычных литовцев, которые своим бытовым поведением, сами того не осознавая, наносят звонкую оплеуху своему государству.
В прошлом году литовские консерваторы уже возмущались поведением собственного народа, который массово использует главные национальные праздники — День восстановления государства и День восстановления независимости государства — для поездок в Польшу за колбасой. Простые литовцы отвечали на возмущение политиков взаимностью. «Мерзшие на улице покупатели не жалели злых слов в адрес литовской власти. Было предложение сфотографировать литовцев, которые несут покупки из польских баз, и выслать снимки президенту Дале Грибаускайте. Ведь она должна знать, как люди празднуют 16 февраля», — рассказывал репортер литовского Delfi о «праздновании» литовцами очередного Дня независимости в очереди в польских Сувалках.
В этом году ситуация для архитекторов литовской государственности еще унизительнее: литовцы используют свои священные государственные праздники для поездок в Беларусь. Пик спроса на однодневные выезды за покупками в «последнюю диктатуру Европы» приходится как раз на 16 февраля. И в этот же день dedule Ландсбергис, поздравляя литовский народ с 99‑летием восстановления государства, с балкона Дома подписантов поучает «отсталых совков» белорусов, как им надо жить. Получается какой-то трагифарс…
Из разных кусочков паззла складывается чудовищная картина. Рекордная в мировых масштабах эмиграция, 90% литовских детей, готовящихся уехать из Литвы, родители этих детей, пренебрегающие сакральными датами литовской истории ради поездок в шопинг-туры к соседям.
Литовцы просто отказываются от Литвы: литовский народ больше не осознаёт себя нацией и не воспринимает литовское государство.
У Литвы нет будущего, потому что Литва потеряла литовцев. Литовцы всё меньше хотят жить в Литве, а среди молодых литовцев такой судьбы не хочет почти никто. Поэтому будущее Литвы — это превращение в череду сплошных пустырей и болот, на которых не останется никого, кроме чиновников, депутатов и обслуживающего их персонала. Не будет на этих опустевших просторах никакой жизни — будет только раздаваться время от времени тоскливый, леденящий душу вой. «Что это за звук на болотах, Бэрримор?» — «Это Даля Грибаускайте предупреждает союзников по НАТО о “русской угрозе” Литве».