Солдаты НАТО в Латвии теперь чувствуют себя как дома. За последние два с половиной года их число в республике резко возросло. Связано это, в первую очередь, с событиями на Украине: Латвия граничит с Россией, и этот факт во многом является определяющим.
Командующий НВС Латвии Раймонд Граубе, принимая в подарок от США два тактических радиолокатора, не может сдержать эмоций. «Теперь наша система ПВО станет еще прочнее!», –говорит он на торжественной церемонии.

Министр обороны Раймонд Бергманис тоже выглядит растроганным. По его словам, дело даже не в локаторах, а в дружеской поддержке – США, по его мнению, таким образом, подают четкий сигнал: мы вас не бросим.
Страх перед Россией в странах Балтии увеличился в связи с событиями на Украине. После присоединения Крыма к РФ в балтийских государствах началась легкая паника, а боевые действия на территории Донбасса довели ее до критической точки. У меня есть знакомые, которые стали расчищать подвалы на случай, если придется прятаться от бомбардировок.
Для того, чтобы понять причину этого страха, достаточно посмотреть на карту. Латвия – это лишь пятнышко на границе с Россией, а 1940 год, когда в республику вошли советские танки, здесь помнят очень хорошо. Свидетели последовавших за этим депортаций 1940-х годов живы до сих пор.
Латвийские и российские историки дискутируют на тему, как назвать эти исторические события, но обе стороны согласны с тем, что выбора – вступать или не вступать в состав СССР – у стран Балтии тогда, по большому счету, не было.
История с Крымом гипертрофировала старые страхи в обществе стран Балтии, а политики поспешили их подогреть. Страх – хороший инструмент для манипуляций, в таком состоянии общество теряет объективность восприятия.
Еще лет пять-семь назад в республике обсуждался вопрос о размещении баз НАТО. Тогда большинство местных жителей были против того, чтобы в стране находились иностранные военные. По сути, латвийские военные базы тоже являются натовскими, поскольку республика является членом альянса с 2004 года.
Но вот иностранных солдат латвийцы на своей территории видеть не хотели. В соседней Литве, где базируется «воздушная полиция» альянса – истребители стран НАТО в порядке ротации охраняют балтийское небо –еще до украинских событий возникали серьезные конфликты между местным населением и иностранными военнослужащими. Доходило до драк и серьезных увечий.

Неприятности случались и в латвийском Вентспилсе во время натовских учений. Мэр этого города Айварс Лембергс однажды признался, что иностранные военнослужащие вели себя неподобающим образом – били витрины и писали на клумбы. Затем вступили в конфликт с местным населением.
Один из иностранных солдат в итоге получил серьезные травмы и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Сегодня общественное мнение в балтийских странах – несколько изменилось. В пресс-службе Минобороны Латвии, например, представили проведенный центром социологических исследований SKDS опрос. Он показал, что, если в 2008-2013 гг. НАТО доверял каждый третий житель Латвии, то после того, что случилось на Украине в 2014 году поддержка НАТО в обществе стремительно возросла.
В 2013 году НАТО доверяли 36% респондентов, в 2015 году – уже 45%, причем 10% – полностью.
По рижским улицам передвигаются колонны военной техники, на низких высотах летают американские штурмовики A-10. Это гонка вооружений, примета нового времени, хорошо нам знакомая по недавнему прошлому.
Два года назад в Санкт-Петербурге мы с экскурсионной группой плыли на речном трамвайчике по Неве, и женщина, которая знакомила нас с достопримечательностями российской «северной столицы», указав в какой-то момент на стоящие современные боевые корабли ВМФ России, сказала: «Наши союзники – армия и флот». И добавила, что России больше не на кого рассчитывать в этом мире. Эту мысль она, судя по всему, почерпнула у Александра III, которому приписывают эту фразу.

Похожую риторику можно услышать и в Латвии, здесь теперь тоже говорят об армии НАТО как практически единственной надежде и опоре. Риторика в обеих странах очень похожа.
Складывается впечатление, что они просто «зеркалят» друг друга. Но зеркала эти еще и кривые, что доводит ситуацию до гротеска. И тут интересно, что каждая из сторон считает, что она права. ЕС и НАТО ссылаются на то, что Россия присоединив Крым, может попытаться сделать это еще с какой-нибудь территорией, Россия же, в свою очередь, утверждает, что действует адекватно угрозе – НАТО расширяется, хотя обещало этого не делать. В качестве дополнительного аргумента вспоминают о Югославии и Косовском прецеденте.
Как бы там не было, наращивание военной мощи идет с обеих стороны границы. НАТО сгоняет дополнительные силы в Балтию, Россия усиливает группировку в приграничных районах.
По сути, ситуацией управляет страх – стороны действуют, глядя друг на друга. НАТО пригоняет танки в Балтию, Россия усиливает свою группировку в Калининграде. Наверное, чтобы остановиться, нужно перестать бояться друг друга. Сделать это, учитывая общую нервозность, будет очень непросто. А хороших психиатров сейчас как раз не хватает.
Справка RuBaltic.ru: Вадим Радионов – обозреватель радиостанции Baltkom (Латвия, Рига).