Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что страны Балтии не подвержены угрозе военного нападения. Из этого заявления следует, что призывы глав Литвы, Латвии и Эстонии к увеличению присутствия Североатлантического альянса в их странах необоснованны, а уже имеющиеся вооруженные силы НАТО нужно выводить из Прибалтики за ненадобностью.
«НАТО видит обеспокоенность в связи с терроризмом и кибератаками, но ничто не указывает на возможность конвенционального военного нападения на какую-либо из стран НАТО, в том числе на страны Балтии», — заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в ходе официального визита в Данию.
«Мы встревожены действиями России и ее возможными намерениями, но в то же время важно, чтобы мы не драматизировали ситуацию», — считает Столтенберг. Очень характерное заявление.
С одной стороны, вовсе отказаться от мышления в логике «русской угрозы» генсек НАТО не может, потому что если военной угрозы от России не исходит, то зачем вообще нужна его организация? Поэтому появляется удивительное понятие «возможные намерения». Воистину новое слово в международных отношениях: разрабатывать военную стратегию, проводить политику военного сдерживания в ответ на намерения, о которых мы не знаем, но которые предполагаем — догадываемся и фантазируем о них в своем узком кругу.
Но важнее то, что «с другой стороны». Военного нападения на страны Балтии не предвидится, и не нужно драматизировать ситуацию.
Эти слова руководителя НАТО обращены напрямую к Литве, Латвии и Эстонии, которые много лет «драматизируют ситуацию», заявляя о приближающейся российской агрессии и добиваясь как можно большего увеличения военного присутствия НАТО на российских границах в регионе Балтийского моря.
За последние годы страны Альянса перебросили в Прибалтику тяжелую военную технику, авиацию, военный спецназ. На Варшавском саммите НАТО было решено расквартировать в Литве, Латвии и Эстонии по ротационному батальону НАТО.
Но прибалтийским политикам и этого показалась недостаточно. Страны Балтии добивались того, чтобы ради их защиты союзники по Североатлантическому альянсу пошли на прямой разрыв Основополагающего акта Россия — НАТО и разместили у российских границ постоянные сухопутные базы. С осени прошлого года президент Литвы Даля Грибаускайте добивается размещения в Прибалтике американских комплексов ПВО.
«Без американских систем противовоздушной обороны у нас не будет полной защиты, — заявила Грибаускайте после встречи с вице-президентом США Майком Пенсом на Мюнхенской конференции в январе этого года. — Какие-то средства обороны мы пытаемся приобрести самостоятельно, однако необходимо прямое участие США».
Однако прямого участия США как раз не предвидится. Новая американская администрация не собирается за свой счет обеспечивать безопасность европейских союзников. Президент США Дональд Трамп в очередной раз дал это понять на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель, прилетевшей в Вашингтон спасать евроатлантический мир от сумятицы и раскола. Разговора между американским и немецким лидером, судя по всему, не получилось: Трамп по завершении переговоров отказался пожимать фрау канцлерин руку, Меркель после разговора с американским лидером держалась скованно и напряженно.
Результатом визита германского канцлера к Дональду Трампу стала дипломатическая перепалка между Берлином и Вашингтоном. Президент США, как только канцлер ФРГ отправилась обратно за океан, написал в «Твиттере», что встреча с Меркель прошла великолепно, однако Берлин «задолжал огромные суммы денег НАТО и Соединенным Штатам». Нужно платить за «могущественную и очень дорогую оборону, которую мы предоставляем Германии», — считает Трамп.
Из Берлина пришел лаконично-резкий ответ. «В НАТО нет счета должников», — отреагировала на выпад американского президента министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Германия, наряду со многими другими европейскими странами, отказывается отдавать на нужды НАТО 2% ВВП, оправдываясь тем, что ее оборонный бюджет включает расходы не только по линии НАТО, но и на борьбу с терроризмом и участие в гуманитарных программах и миротворческих операциях.
Конфликт между Старым Светом и Новым Светом из-за военного финансирования приобретает всё более глубокий характер.
Только на первый взгляд кажется, что причина конфликта в этих несчастных 2% ВВП, которые страны НАТО должны выделять на оборону. Для администрации Трампа военные расходы союзников по НАТО только повод для того, чтобы начать долгий разговор с европейцами об огромных затратах, которые безвозмездно несут американцы ради обеспечения их безопасности.
Даже если все европейские страны внимут призывам стран Балтии и увеличат свои отчисления в НАТО до 2% ВВП (а большинство из них даже этого минимума сделать не хотят), разговор будет продолжен, потому что американские расходы на финансирование союзников всё равно останутся непомерно велики. Соединенные Штаты обеспечивают три четверти всех расходов Североатлантического альянса. Бюджет американской военной группировки в Европе предыдущей администрацией Барака Обамы был увеличен с 718 миллионов до 3,4 миллиарда долларов. Вчетверо! Но той же Прибалтике и этого мало: ее лидеры требуют еще и еще.
Президента Трампа и стоящих за ним обычных американцев такое положение дел не устраивает категорически. Поэтому американское финансирование НАТО («устаревшей организации», по выражению того же Трампа) и американское военное присутствие в Европе будут сокращаться независимо от того, сколько европейские союзники будут отчислять в бюджет Альянса процентов от ВВП.
Новая американская администрация увеличивает финансирование силовиков и в первую очередь собирается повышать расходы на оборону. Однако под обороной имеется в виду оборона самой Америки, и вкладываться Трамп и его соратники собираются в безопасность американцев, а не в безопасность американских союзников по всему белу свету и бесчисленных агентов Госдепа. Их финансирование, наоборот, резко сокращается командой Белого дома.
Дональд Трамп всю свою избирательную кампанию говорил о безопасности и внешних угрозах американцам. Это угрозы от исламского терроризма, от мексиканских нелегальных мигрантов, от Китая, от Ирана. Об угрозе со стороны России Трамп ничего не говорил: по основным направлениям своей внешней политики он надеется либо на нейтралитет Кремля, либо (в лучшем случае) на союз с Россией.
Если европейские союзники считают Россию угрозой, то это их проблемы, потому что для пришедших к власти в Вашингтоне политических реалистов первичны национальные интересы, а конфронтация с Россией из-за дальнейшего роста военного присутствия НАТО в Европе не соответствует задачам внешней политики администрации Трампа.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, как и положено чиновнику высшего ранга с его профессиональным чутьем, понимает это; отсюда и слова о том, что страны Балтии не подвержены угрозе военного нападения и не стоит им драматизировать ситуацию.
В переводе с официального языка на обычный эти слова означают: заткнитесь вы уже со своей «русской угрозой» и «агрессивным соседством» — денег всё равно больше не будет. Можете закатать губу обратно насчет комплексов противовоздушной обороны в Прибалтике. О постоянных сухопутных базах НАТО у российских границ и расторжении ради вашей безопасности Основополагающего акта Россия — НАТО тоже можете забыть. Скажите спасибо, если вам оставят ротационные батальоны и не станут возвращать домой «абрамсы» и авиацию.
А если хотите укреплять свою безопасность и гарантированно быть защищенными от восточного соседа, то флаг вам в руки. За свой счет! Европейцы России не боятся и повышать свои военные расходы не хотят. Американцы повышают, но это расходы на безопасность самой Америки. И это правильно.
Прибалтика всю свою постсоветскую историю брала пример с Америки — пусть берёт и впредь. Есть такие вещи: независимость и суверенитет.
Они проявляются не во флаге и гербе и не в праве голоса в Совбезе ООН, а в том, чтобы кормить себя самим и защищать себя самим.
Литва, Латвия и Эстония за четверть века «восстановления независимости» эту простейшую истину подзабыли. Теперь, когда главный защитник и покровитель не хочет обеспечивать их безопасность, а генсек НАТО публично говорит, что военной угрозы странам Балтии не существует, волей-неволей придется вспомнить.