Политика – занятие нервное. Государственные рулевые вынуждены постоянно сталкиваться с вещами неприятными и раздражающими. Портал RuBaltic.ru подготовил список из 7 главных вещей, способных вывести из душевного равновесия любого национально мыслящего прибалтийского политика. Без сомнений, это главные враги прибалтийского руководителя любого уровня, а потому борьбы с этими недругами не затихает в этих странах ни на минуту.
ГЕОГРАФИЯ
«География – это судьба», – учил современников Наполеон Бонапарт. Прибалтийскому политикуму «географическая судьба» Латвии, Литвы и Эстонии кажется жестокой и незавидной. Умеренный морской климат, чистый воздух, сосновые леса – казалось бы, всё прекрасно, да только вот есть одна проблема, затмевающая эти природные прелести, – большой сосед с востока. Страх перед Россией, которая, по мнению официальных прибалтийских столиц, спит и видит, как покорить эти вольные народы, определяет внутреннюю и внешнюю политику. Комплекс беспокойного соседства помогает оставаться у власти ястребиным антироссийским функционерам, обещающим избирателю защищать родные земли от восточной агрессии. На внешнеполитическом поле «незавидная географическая судьба» вынуждает прибалтийских политиков выделывать ещё более удивительные кульбиты: заявления ястребов Балтии образуют фантасмагорический круговорот, где мессианские идеи сдерживания Кремля сменяются истерикой и просьбой к НАТО прислать дополнительный контингент для защиты.
С соседями – в особенности с большими соседями – нужно дружить. «Но нет, мы лучше пролоббируем губительные для собственных экономик антироссийские санкции да плюнем в сторону восточной границы очередным конфронтационным заявлением. С “варварами” дружить не будем».
ЭКОНОМИКА
Уверовав на заре становления независимости в силу невидимой руки рынка и заповеди Чикагской неолиберальной школы, новые прибалтийские элиты с диким энтузиазмом начали уничтожать всё наследие советской плановой системы. Обрывались торговые связи с восточными соседями: Россией, Украиной, Беларусью. Был потерян рынок прибалтийских товаров. В результате шоковой терапии сектора сельского хозяйства и промышленности разительно сократились и продолжают движение в небытие.
Ломать – не строить. Достойного экономического пути развития новыми элитами предложено не было. ЕС, вопреки слепой вере рулевых стран Балтии, тоже не оказался райским садом. Напротив, брюссельские директивы и квоты продолжали душить промышленность и сельское хозяйство, превращая Латвию, Литву и Эстонию из некогда промышленно развитых стран в «экономики услуг». По уровню заработных плат, качеству жизни населения Прибалтика оказалась в списке европейских стран-аутсайдеров, вырвавшись в лидеры лишь по показателям эмиграции.
Эх, как сладко спалось бы прибалтийским политикам, если никакой экономики не существовало бы и в помине, а все необходимые блага в Латвию, Эстонию и Литву просто текли б нескончаемым потоком из Брюсселя. А то ведь как-то небогато живётся своей независимой головой...
РУССКИЕ
«Последствия оккупации» – так прибалтийский политикум именует львиную долю своих соотечественников и налогоплательщиков. Русские до сих пор стоят костью в горле у функционеров официального Таллина и Риги. «Гражданство отняли, в правах ограничили, а им всё неймётся: какую-то там культуру сохранять хотят, да ещё и детей на родном языке в школах учить», – причитают национально мыслящие политики прибалтийских столиц. И плевать, что русская культура – единственная старая европейская культура первого ряда, которая была открыта и «приглашала» к себе коренных жителей этой территории (в отличие от замкнутой немецкой), а «дружба народов» является неотъемлемым условием государственного развития. Очередное латвийское правительство вновь начинает свою работу под знаменем борьбы с остатками русскоязычного образования. Ведь в проект строительства национальных государств наличие «оккупантов» и их «оккупантского» языка не вписывается.
СВОБОДА СЛОВА
Для того ли движения за независимость стран Балтии – Народные фронты Латвии и Эстонии, да литовский «Саюдис» – поднимали на своих щитах лозунги о «гласности» и борьбе с советской цензурой, чтобы спустя четверть века окончательно похоронить любые проявления свободы слова в своих республиках? Но произошло именно это… Национально мыслящие политики развернули борьбу с инакомыслием на всех информационных фронтах. Русскоязычная пресса объявляется «рукой Москвы», за комментарии в социальных сетях, идущие вразрез с генеральной линией прибалтийских столиц, заводятся уголовные дела, каналы, ретранслирующие «вражеские» телепрограммы, наказываются огромными штрафами и приостановкой лицензий на вещание.
Вот и сейчас в открывшуюся в Латвии версию российской вещательной службы «Спутник» летят копья борцов со свободой слова. «Властям Латвии следует найти рычаги, не позволяющие открывать в стране такие пропагандистские СМИ», – заявил евродепутат Роберт Зиле. Курс на строительство «монополии на правду» в Прибалтике продолжается.
ИСТОРИЯ
«Если факты противоречат нашей теории, тем хуже для фактов», – именно этой формулой и руководствуются кураторы новой прибалтийской исторической политики. А чтобы ненужные факты не появлялись, можно под угрозой тюремного заключения запретить ставить под сомнение «доктрину оккупации», давать альтернативные оценки событиям 13 января в Вильнюсе.
Да и неудобные исторические события всегда можно переписать. Поставить комплиментарный мюзикл про нацистского преступника бравого лётчика Герберта Цукурса или написать книгу о лагере смерти трудовом лагере – своеобразном «немецком санатории» Саласпилсе.
«ПРИЗРАК КОММУНИЗМА»
Советское наследие – вот что действительно раздражает официальные прибалтийские столицы. Переименование улиц, снос памятников и барельефов не смогли успокоить мятежные души латвийских, литовских и эстонских демократов. Борьба перенеслась на старые кинофильмы вроде тоталитарных «Семнадцати мгновений весны» и достигла своего апогея в противостоянии сосискам и варёной колбасе с преступным названием «Советские».
Но даже после «сосисочной люстрации» прибалтийские элиты не могут спать спокойно. Проклятый «призрак коммунизма» продолжает жить в «новой» номенклатуре стран Балтии.
СОБСТВЕННОЕ ПРОШЛОЕ
В начале 90-х годов доля выходцев из КПСС и комсомола в политической элите стран Балтии составляла 58% в Литве, 73% в Эстонии и 75% в Латвии. «Красная гвардия» Балтии до сих пор остаётся у руля. Яркий тому пример – выпускница ЛГУ им. Жданова и Академии общественных наук при ЦК КПСС, научный секретарь Вильнюсской школы КПСС Даля Поликарповна Грибаускайте.
Сегодняшний воинствующий антикоммунизм и смена тоталитарных мундиров на демократические европейские пиджаки, конечно, носят терапевтический характер, но неспособны излечить болезнь: больше всего нынешний прибалтийский истеблишмент тяготит собственное советское прошлое.
Читаете также: «7 "болеутоляющих" мифов прибалтийского политика»