Дебаты по «польскому вопросу» получились громкими. По залу то прокатывался гул недовольства, то волны залихватского хохота.
Для пущего накала страстей в Страсбурге не хватало лишь драк и физической блокады трибуны, как заведено в Киеве. Нашлось место вежливости: крупнейшая фракция ЕП — Европейская народная партия — сдержала обещание и объявила, что, вопреки традиции, специально не будет допускать до микрофона своего лидера немца Манфреда Вебера. Темой дебатов стала ситуация с верховенством права в Польше, ведомой партией «Право и справедливость» (ПиС). Портал RuBaltic.Ru предлагает фрагменты наиболее ярких выступлений.
Эстебан Гонсалес Понс (Испания), Народная партия
«Проблема не в Польше как таковой. Проблема в воспроизводстве авторитаризма. История знает массу примеров, как и когда это происходило. Поэтому мы и боимся. Польское правительство не убедило меня в том, что оно будет гарантировать объективность СМИ. По-моему, это все равно, что лису в курятник запустить. Люди должны определять объективность, а не власти. Односторонние действия опасны. Мы говорим не о политике, а о верховенстве права».
Джанни Питтелла (Италия), Демократическая партия
«Как социалисты мы стоим сегодня вместе с тысячами протестующих в Варшаве. Поляки должны прекрасно помнить, как они противостояли диктатурам. Поэтому — поляки, прошу вас, не идите этим путем!»
Сиед Камалл (Великобритания), Консервативная партия
«Почему Еврокомиссия не бралась расследовать Польшу во времена “Гражданской платформы”? Почему вы не ругались тогда? Ругаетесь только из-за назначения нескольких судей? Польша проводит реформу СМИ, а вы шокированы? В ЕС полным полно политиков, которые сидели или заседают в органах контроля за медиа, были главными редакторами и так далее. Даже в этом зале такие есть! Коллективно наброситесь на Польшу — вперед. Только не удивляйтесь потом, если поляки опять выберут евроскептиков. Давайте обсуждать другие вещи!»
Ги Верхофстадт (Бельгия), Открытые фламандские либералы и демократы
«Демократ не злоупотребляет полученным большинством для разрушения системы сдержек и противовесов. Польский закон парализует Конституционный суд. Такого даже в предвыборном манифесте ПиС не было! Дело ведь не в паре судей. Да, в разных странах есть разные элементы польской реформы, но поляки же это все вместе делают! Нельзя применять такие меры одновременно. Конституционному суду теперь невозможно работать. Вы говорите, “Гражданская палтформа” совершала ошибки. Да, было дело! Но вас-то выбрали, чтобы вы были лучше и не повторяли их ошибок! Путин одержим идеей расколоть ЕС — Польша ему помогает!».
Габриэла Циммер (Германия), партия «Левая»
«Польша тут рассказывает, что хочет быть чемпионом Европы. Окей, хотите быть чемпионами — спросите себя про миграцию. 400 беженцев — нельзя так мало принимать. И Польша же сделала оговорки касательно Европейской хартии по правам человека. Откажитесь от оговорок, раз вы такие чемпионы!»
Ребекка Хармс (Германия), «Союз 90/Зеленые»
«Мне даже сложно было поверить, что поляки принимают законы, о каких мне рассказывали. Но вы это сделали! И отнюдь не только ваши оппоненты твердят об этом. Ги прав — вопрос в том, что в Польше идет диктат большинства. Вы же ночью все законы принимаете и нет даже и попытки дискуссии, не говоря уже о каких-то там дебатах».
Роберт Ивашкевич (Польша), Конгресс новых правых
«Вопросы о Польше должны решать в Польше. Я разочарован этими дебатами. Сейчас некоторые в ЕС делают совсем неевропейские вещи — это опасно. Пусть уж поляки сами разбираются с собой».
Михал Марусик (Польша), Конгресс новых правых
«Проблема Европы — эти дебаты. Это болезнь Евросоюза — вмешательство во внутренние дела государств, в дела Польши! Лучше бы обсуждали катастрофическое состояние, в котором находится ЕС. ЕС бежит от проблем, которые не способен решить. Раскройте глаза — проект Евросоюз буксует, бензин кончился, он едет с пустым баком. Нужны новые форматы сосуществования подлинно суверенных государств. Давайте все будут жить свободно, как они хотят!».
Януш Корвин-Микке (Польша), Коалиция за обновление республики — «Свобода и надежда»
«Ненавижу демократию. При демократии взяли и проголосовали за ПиС. Хотели демократию — вот вам демократия! Теперь они могут делать, что хотят. “Гражданская платформа” не лучше. Я лишился свободы слова при “Гражданской платформе”. ПиС выбрали, потому что народу нужна была надежда. А ЕС, полагаю, должен быть уничтожен».
Милан Звер (Словения), Словенская демократическая партия
«Надо и Словению обсудить. В Словении судебная система работает плохо. Оппозиционеров сажают в тюрьму по надуманным обвинениям. В декабре полиция устроила рейд на офис крупной политической партии, изъяла сервера. Словении нужна та же помощь, что и Польше».
Таня Файон (Словения), Социал-демократы
«Как бывшая журналистка заявляю: польской закон о СМИ отсталый и ретроградский. Едва ли он приведет к беспристрастной работе медиа, когда отсутствует диалог. О беспристрастности СМИ должен заботиться народ».
Рышард Легутко (Польша), «Право и справедливость»
«Словесная агрессия шла по отношению к польскому правительству еще до его формирования — это мировой рекорд! В ЕС царят хронические двойные стандарты. Я бы даже сказал — фатальные. Пителла и Хармс говорили, что их сердца с демонстрантами. Да на протяжении восьми лет правления “Гражданской платформы” в Польше было куда больше демонстраций! Но я не слышал, чтобы сердца евродепутатов кровью обливались по тысячам людей, некоторые из которых даже добирались до Страсбурга! Польша восемь лет была однопартийным государством. Теперь внезапно слышу, что ополчились не лично на ПиС. Где вы раньше были? Всех тогда увольняли, а здесь что было? Ничего, полнейшая тишина! В ЕС, получается, одни страны равнее других. И одни партии равнее других. Ваши действия антиевропейские. Сами процедуры Еврокомиссии сомнительны с правовой точки зрения. Вы просто хотите, чтобы у ЕК было больше власти и чтобы это незаконный механизм мог работать и дальше».
София Интфельд (Нидерланды), «Демократы 66»
«Получив большинство, ПиС должны максимизировать поле для действия оппозиции, а не минимизировать его. Должны усилить систему сдержек и противовесов, а не наоборот. В Польше обижаются, когда говорят о “путинизации” страны. Но постойте: ваш лидер Ярослав Качиньский открыто вдохновляется венгерским премьером Виктором Орбаном, а Орбан в свою очередь вдохновляется Путиным!».
Юдит Сархентини (Нидерланды), «Зеленые левые»
«Польшу часто ущемляют.
К примеру, сейчас Европа обсуждает газопровод “Северный поток”, при этом нарушаются интересы поляков».
Петр Мах (Чехия), Партия свободных граждан
«Ситуация скандальная. Что сделала Польша? Польша делает то, что делали все. Эти дебаты — дымовая завеса. Еврокомиссия обиделась, что выборы в Польше выиграла партия, которая ей не нравится. Обиделась, что Польша противостоит диктату квот на мигрантов. В 1963 году, выступая в Берлине, Джон Кеннеди произнес: “Я — берлинец!”. Теперь мы должны встать за Польшу. “Я — поляк!”».
Жан-Люк Шаффхаузер (Франция), Объединение темно-синих
«Кто-то говорит о "путинизации"? О-ля-ля! Верно, поляки — консерваторы, католики, а не либералы. Кто-то говорит о государственном перевороте? Переворот происходит здесь — в европейских институтах. Мы, французские патриоты, не принимаем немецкую наглость, не принимаем новый демократический рейх! Разве быть консервативным христианином — преступление? Идет народный бунт. Вы это заслужили!».
Эмерик Шопард (Франция), независимый
«Куда Европейская комиссия смотрела раньше? Неужели вы думали, что поляки, народ, который столько дрался за свободу, сейчас вам ее так легко отдаст? Теперь и я — поляк!».
Ян Ольбрыхт (Польша), «Гражданская платформа»
«Если ПиС взялись жить по принципу “победитель забирает все”, то победитель обязан взять на себя и ответственность за изменения, которые он проводит. Польша заслуживает лучшего!»
Йозеф Вайденхольцер (Австрия), Социал-демократическая партия Австрии
«Нас беспокоят протесты в Польше. Если партию избрали демократически, это вовсе не значит, что она может менять правила игры. Иначе что от демократии останется? Охрана и забота об интересах меньшинства — базовый принцип демократии».
Ханс-Олаф Хенкель (Германия), «Альтернатива для Германии»
«Откуда столько интереса к Конституционному суду Польши? Почему мы не обсуждаем тогда, что несколько судей немецкого КС описали политику Германии в области мигрантов неконституционной? Почему, говоря о СМИ, еврокомиссара Эттингера не волнует искаженное освещение ситуации с мигрантами в Германии? Кого, как не поляков, немцы должны благодарить за окончание Второй мировой войны? Мы здесь все время спасаем — климат, евро, Грецию, мигрантов. Польша не нуждается в спасении. Если кому-то не надо давать советы о свободе и демократии, так это полякам!».
Патрик Ле Ярик (Франция), Французская коммунистическая партия
«Свобода СМИ? Евросоюз недавно предложил Турции три миллиарда евро в обмен за прием беженцев. Это при том, что турецкий лидер Эрдоган пачками садит журналистов в тюрьму».
Жозеп-Мария Террикабрас (Испания), Левая республиканская партия Каталонии
«ПиС угрожает силезцам преследованием и даже казнями. Силезцы не входят в список признанных национальных меньшинств, их язык не считается региональным языком. Не обращать на это внимание — недемократический позор».
Николя Бэй (Франция), Национальный фронт
«ПиС, вы пообещали выплачивать пособие в 500 злотых на каждого второго и последующего ребенка. Вы предложили массу других полезных реформ. Вы показали, что другая Европа возможна. Европа суверенных государств, которые отказываются выбрасывать свои права, данные им с рождения. Именно такой блок стран вы строите в Центральной и Восточной Европе».
Энрике Герреро Салом (Испания), Испанская социалистическая рабочая партия
«Демократически полученным большинством нельзя оправдывать использование демократических процедур для нейтрализации плюрализма. Тут говорили “я — поляк” и тому подобное. Ну и я могу тоже назваться поляком, однако 50% поляков, которые ПиС не выбирали, не лишали при этом себя прав! Многие поляки не поддерживали ПиС и не поддерживают!».
Беата Шидло, премьер-министр Польши
«Мы не сделали ничего, чего бы вы уже не сделали у себя до нас. Папа Иоанн Павел II говорил: “Не бойтесь”. Не будем бояться и мы. Давайте вместе построим равноправную и справедливую Европу. Польша не заслуживает критики».
Франс Тиммерманс, вице-председатель Европейской комиссии
«Много речей о суверенитете. Во-первых, Польша сейчас более суверенна, чем на протяжении тысячи лет до вступления в ЕС. После того, как Польша связала себя узами с Евросоюзом, впервые в истории никто не оспаривает ее границы. Это и есть реальный суверенитет, госпожа Шидло. Во-вторых, Польша добровольно подписала все акты ЕС. В том числе, чтобы ее судили в Люксембурге, контролировали в Брюсселе и обсуждали в Страсбурге. Так что не надо здесь прятаться за национальный суверенитет! Вы это сами подписали и ратифицировали!».
К концу бурных дебатов в воздухе повис важный вопрос. Польша обязалась отправить принятые законы на экспертизу в Венецианскую комиссию. Лидер евролибералов Ги Верхофстадт поинтересовался у Беаты Шидло, отменит ли правительство законы, если комиссия их забракует. Премьер дала крайне уклончивый ответ: «Мы внимательно изучим вердикт». Неугомонный Верхофстадт потребовал сказать прямо — да или нет. Шидло снова уклонилась — не переживайте, правительство детально изучит мнение Венецианской комиссии. Депутат собрался спрашивать в третий раз, чтоб наконец добиться ясности, но председатель запретил мучить гостью из Варшавы. На что бывший премьер Бельгии грозно пригрозил кулаком то ли ведущему дебатов Мартину Шульцу, то ли самой Шидло, мол, все ей припомнит.
А самым оригинальным ответом вечера можно смело считать высказывание госпожи Шидло о мигрантах. Наслушавшись, как депутаты массово попрекают Польшу нежеланием принимать беженцев, она возразила: «Мы приняли пол миллиона людей с Украины. Никто им не хотел помогать! Мы помогаем!». Разумеется, под полумиллионом украинцев имелись в виду не беженцы с охваченного войной Донбасса, а обычные «заработчане», коих действительно в Польше очень много. И они ПиС действительно благодарны, ведь им о ПиС тоже может перепасть по 500 злотых.