Прибалтийские политики не успевают адаптироваться в международных отношениях и не замечают основных тенденций в мировой политике. В их чёрно-белой картине мира по-прежнему господствует логика «новой холодной войны», в которой Запад сдерживает «российскую агрессию» в Европе и ведёт с Москвой «геополитическую игру» за Украину. Литва, Латвия и Эстония не хотят замечать, что былой единодушной поддержки Украины на Западе нет и в помине, в процессе урегулирования украинского кризиса Россия и Запад выступают союзниками, равно добиваясь реализации Минских соглашений, а кризис беженцев и международный терроризм для Европы стали намного важнее фантома «русской угрозы». В мировой политике наступила новая, постукраинская реальность, а страны Балтии не заметили её появления.
В Брюсселе после двухлетнего перерыва возобновляет свою деятельность Совет Россия – НАТО. Представители Североатлантического альянса накануне заседания Совета неоднократно подчеркнули (преимущественно в интервью украинским СМИ), что возобновление диалога с Россией не означает отказа от поддержки Украины и не является сигналом к нормализации отношений между НАТО и Россией. Министр обороны Литвы Юозас Олекас, находящийся с официальным визитом в Киеве, именем Литовской Республики гарантировал украинским союзникам, что «несмотря на большое количество вопросов, которые необходимо обсуждать, вопросы относительно деятельности России на востоке Украины, вопрос Крыма – эти вопросы будут приоритетными».
Но возобновление работы Совета Россия – НАТО, сколько бы на нём ни обсуждались вопросы Крыма и Донбасса, – это в любом случае ещё одно дипломатическое поражение антироссийской «буферной зоны». Так или иначе, но эти вопросы обсуждаются с Россией – с ней не только ведётся интенсивный политический диалог, но уже и возрождаются институты, ответственные за сотрудничество с Москвой. Между тем генеральной установкой прибалтийской дипломатии в последние годы была полная и окончательная изоляция России.
Год-два казалось, что весь ход мировой политики ведёт к превращению России в страну-изгоя: прекращение диалога Россия – ЕС, резолюция об отказе от партнёрства с Россией в Европарламенте, приостановка деятельности Совета Россия – НАТО, исключение России из G8.
Однако теперь идёт обратная волна: двусторонние контакты между Россией и ведущими западными странами не менее активны и куда более результативны, чем были до украинского кризиса; возобновляет работу Совет Россия – НАТО; следующий шаг – возобновление контактов на уровне ЕС. Противоречия между Россией и Западом не решены, однако украинский кризис на его нынешнем этапе исчерпан – минский процесс является общим консенсусом, примиряющим все стороны.
В мировой политике наступила новая, постукраинская реальность, однако прихода этой новой реальности не могут и не смогут понять правящие политики в прибалтийских столицах.
Причиной тому – чёрно-белая картина мира деятелей «санитарного кордона», которые могут рассуждать о международных отношениях исключительно бинарными оппозициями. Согласно их провинциальному мышлению, западные союзники могут либо бороться с Россией до последнего в «новой холодной войне» (на языке украинских единомышленников это называется «перемога»), либо подрывать демократическую солидарность, сговариваясь с Кремлём вопреки позиции восточноевропейских союзников (на языке украинских единомышленников это называется «зрада»).
Примитивное сознание профессионального русофоба из «новой Европы» неспособно воспринять сложной и противоречивой реальности, в которой Россия, США и ведущие европейские страны, не являясь союзниками, более того – являясь противниками и конкурентами на международной арене, тем не менее ведут диалог и добиваются результатов по важнейшим международным вопросам.
Хотя что в этом нового и удивительного? Антигитлеровская коалиция тоже состояла из стран, которые невозможно было назвать единомышленниками и стратегическими союзниками. Эти страны сотрудничали друг с другом исключительно в меру соблюдения своих интересов, конкурировали внутри коалиции за страны и ресурсы; и тем не менее, несмотря на все внутренние противоречия, свою конечную цель антигитлеровская коалиция выполнила.
Схожие процессы происходят в отношениях России и Запада сегодня. Та же Прибалтика совершенно излишне предостерегает союзников от возвращения к business as usual в отношениях с Россией – российский МИД уже заявил, что сама Россия не пойдёт на возвращение прежних, доукраинских отношений с США и ЕС.
Однако новые, постукраинские, отношения не включают в себя дипломатической изоляции от России и не исключают совместных проектов Запада и Москвы.
При сохранении конфронтации и общего конфликтного поля России и США совместными усилиями удалось добиться установления перемирия в Сирии, перехода от гражданской войны к переговорам и выборам как методу разрешения внутриполитического конфликта и наступления на общепризнанные террористические группировки, которые уже удалось выбить из Пальмиры и теперь предстоит выбить из Ракки.
Аналогичным образом в отношениях России с ЕС при сохраняющихся противоречиях вокруг Украины обе стороны равно не заинтересованы в возобновлении военного конфликта в центре Европы и добиваются реализации Минских соглашений. Минский процесс – это тот общий знаменатель, который превращает Россию, Германию и Францию из геополитических противников в тактических союзников. Есть и другие международные вопросы, которые не разъединяют, а объединяют Россию и Запад. Например, США, Россия и Франция равно не заинтересованы в эскалации конфликта в Нагорном Карабахе и совместно занимаются урегулированием армяно-азербайджанского конфликта.
Наконец, для Западной Европы в последние месяцы стало очевидно, что у неё есть куда более важные заботы, чем «сдерживание имперских амбиций России».
Миграционный кризис, для преодоления которого необходимо преодолеть кризис государственности в Сирии, Ираке и Северной Африке, террористические атаки на главные города Европы – на таком фоне «геополитическая игра» за Украину неизбежно будет отходить на второй план. Тем более что по тому же голландскому референдуму против ассоциации Украины с ЕС видно, что европейцы уже осознали, какое «сокровище» им довелось «выиграть».
В этой новой международной реальности особенно умиляют попытки «новых европейцев» дёргать старших партнёров за рукав, напоминая им о «политике сдерживания», полной дипломатической изоляции России и о своём существовании. Прошлый год страны Балтии закончили коллективным отказом вступать в антитеррористическую коалицию с участием России и обещанием не позволить миру забыть об Украине. На прошлой неделе глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич заявил о необходимости и впредь продлевать санкции против России. Его литовский коллега Линас Линкявичюс решил выразить скепсис по поводу возобновления работы Совета Россия – НАТО. «Я бы очень хотел ошибиться, но боюсь, что эта встреча будет использована не для того, чтобы сблизить позиции или хотя бы конструктивно проанализировать ситуацию, а в пропагандистских целях, – заявил глава литовского МИД. – Я выразил скептицизм по поводу смысла такой встречи, но, если наши союзники хотят такой встречи, мы не станем возражать».
Если вы думаете, что заявление литовского министра, с барского плеча разрешающего западным союзникам возобновить разговор с Россией, – случайная оговорка, то напрасно. В литовском истеблишменте, похоже, распространено убеждение, что как Литва скажет, так в международных отношениях всё и будет. «Будем надеяться, что нам удастся избежать этого периода, – пишет о потеплении в отношениях России с ЕС литовский дипломат, член «СО-ХДЛ» Жигимантас Павилёнис в статье на литовском Delfi, – но, выжив, мы должны будем задать себе очень серьёзный вопрос – найдём ли мы в себе силы объединиться не только в стране, но и в регионе и очень конкретно, недвусмысленно сказать Западу: или вы играете по нашим правилам, или ваша игра вообще закончится».
Вот так! Европейские нищие, живущие на дотациях и внешнем управлении Брюсселя и Вашингтона и требующие от внешнего мира исключительно военной защиты себя, беспомощных и убогих, хотят объединиться, чтобы вертеть всем Западным миром. Мол, или вы играете по нашим правилам и занимаетесь «сдерживанием России», или мы вам покажем «кузькину мать»!