На минувшей неделе президент Польши Анджей Дуда дал первое интервью иностранным СМИ, где выступил с критикой пассивности НАТО в регионе Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) и признал, что Альянс трактует его страну в качестве буферной зоны. При этом вопрос присутствия НАТО в Польше неразрывно связывается Дудой со внешнеполитическими планами относительно Украины и Балто-Черноморского проекта – новый президент всё более демонстрирует нацеленность на реализацию «завещания» маршала Пилсудского.
С принятия присяги, в преддверии которой А.Дуда пообещал быть крайне активным на внешнеполитическом поприще и вернуть Польше статус субъекта международных отношений, прошло не так много времени. Пока уровень дипломатической активности Дуды действительно высокий – за столь короткий период новый президент Польши успел сделать множество заявлений, постепенно складывающихся в единую, цельную картину его внешнеполитической стратегии. В качестве главных приоритетов, намеченных Дудой, стоит выделить следующие: трансформация Польши из буферной зоны в восточный флагман НАТО, всеобъемлющая ангажированность официальной Варшавы в процесс урегулирования украинского кризиса и активизация сотрудничества в «Балто-Черноморском регионе». Необходимо понимать, что эти приоритеты являются взаимозависимыми, вытекающими один из другого.
Выступления Дуды и его окружения за увеличение присутствия НАТО в регионе ЦВЕ и в частности в Польше не стали неожиданностью. Дуда является выходцем из правой консервативной партии «Право и справедливость», со дня своего основания последовательно выступающей за «обоснование» НАТО в Польше. Безусловно, можно было расставить точки над i водружением на официальную Варшаву ярлыка «американского вассала» и далее не вникать в польскую устремленность под «крыло» Альянса. Однако не стоит забывать, что Польша в отличие от большинства стран региона, к которому она прилегает, обладает традицией концептуального внешнеполитического видения.
В данном контексте примечательным стало признание Дудой того, что Польша является буфером Организации Североатлантического договора, так как условная граница НАТО проходит аккурат по Германии. В состоянии ли буфер реализовать упоминаемые устремления Дуды на Украине и Балто-Черноморье? Безусловно, нет.
Для реализации задуманного буфер НАТО должен быть в другом месте: там, где Юзеф Пилсудский ещё задолго до появления Альянса провел геополитическую границу польского влияния – на Украине и в Беларуси. А Пилсудский – личность для Дуды, его консервативного окружения и большинства поляков сакральная. Его масштабные геополитические взгляды являются концептуальной основой внешней политики партии «Право и справедливость», их активно стремился воплотить в жизнь и политический учитель нового президента Польши Лех Качиньский.
По мысли Пилсудского, именно Украина и Беларусь, находясь под польским влиянием, должны были стать буферной зоной, отделяющей Польшу и остальную Европу от России. Однако с тех пор миновало столетие, Польша уже давно не может позволить себе геополитического влияния, и «мечты» о полонизации Украины и Беларуси сегодня, безусловно, канули в Лету. Вместе с тем Польше в плане внешней политики свойственен консерватизм, и изменения внешних и внутренних условий совершенно не обозначают отступления от идеи создания буфера, отделяющего Польшу от «имперской» России. Изменился лишь инструмент достижения заданной век назад цели.
В текущих условиях совершенно не нужно реализовывать план полонизации Украины и Беларуси, чтобы сделать их «санитарным кордоном», достаточно лишь их «независимости», помноженной на безоглядную евроинтеграцию.
Одно из этих государств этот путь уже выбрало. Теперь задача Дуды состоит в том, чтобы убедить НАТО в необходимости перемещения буферной зоны на Восток от своих границ. Ради реализации данного плана в окружении Дуды уже звучат идеи пересмотра акта Россия-НАТО от 1997 года «о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности», в соответствии с которым Альянс обязуется не размещать на территориях новых стран-членов никакого серьезного вооружения. Польша в лице нового президента хочет военных баз, размещения тяжелого вооружения НАТО и обещает создание собственной мощной, обороноспособной армии.
Понимает ли Дуда и его окружение, к каким последствиям может привести расширение присутствия НАТО в ЦВЕ в ходе текущего глубочайшего геополитического кризиса в регионе? Однако нет никакой гарантии того, что даже понимание «опасности» этого расширения заставит нового главу Польши отказаться от данных устремлений. Пока же с уверенностью можно сказать, что Дуда будет играть во внешней сфере остро, как и его учитель Лех Качиньский.
Безусловно, то, с каким успехом Дуде удастся «переместить» буфер НАТО на Восток и ангажировать Польшу в урегулирование украинского кризиса, повлияет на воплощение идеи создания блока Балто-Черноморских государств. Об активизации сотрудничества в регионе от Балтийского до Черного морей (т.н. проект «Междуморье») Дуда однажды уже высказался. Нетрудно догадаться, кто является автором первого проекта «Междуморье» – конечно же, Пилсудский, мечтавший о создании конфедерации, простирающейся от Чёрного и Адриатического морей до Балтийского. Конечная цель проекта заключалась не столько в объединении стран Балто-Черноморья, сколько в закреплении за Польшей статуса исключительно важного государства, обладающего неприкосновенным авторитетом и геополитическим влиянием в регионе.
Дуда пока масштаб своей идеи не конкретизировал. Однако новость о том, что свой первый зарубежный визит Дуда нанесет не в Брюссель, не в Берлин и даже не в Вашингтон, а в Таллин — говорит о многом.
Тем самым Дуда демонстрирует особое отношение к Балтийскому региону, показательно выбрав Эстонию, отношения с которой для Польши особой значимости не несут. Возможно, именно таким образом, «издалека», он начинает искать способы реализации проекта «Междуморье».
Насколько масштаб замыслов Дуды будет соответствовать масштабу его действий? Многое будет зависеть от парламентских выборов, которые пройдут в Польше в октябре текущего года. На данный момент президент Польши и правительство представляют антагонистичные друг другу политические силы. И внешнеполитические идеи Дуды — его явное стремление к воплощению «завещания» Пилсудского — мало тревожат как нынешнего премьера страны, так и министра иностранных дел: по Конституции президент в сфере внешней политики выполняет, в первую очередь, представительские функции, а в остальном должен тесно сотрудничать с правительством.
Однако в случае победы на приближающихся парламентских выборах фракции «Право и справедливость», которая, по опросам, имеет шансы на формирование даже бескоалиционного правительства, Дуда не будет ограничен ничем и при поддержке своих политических сторонников сможет воплощать свои самые смелые внешнеполитические инициативы.