Текущий год может стать началом ужесточения политики ЕС в отношении Литвы. Триггером послужат европейские судебные вердикты по ранее начатым против Вильнюса разбирательствам.
ТЮРЬМЫ ЦРУ
Тюрьма ЦРУ в Литве
Наиболее резонансным событием 2017 г. станет вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по поводу секретных тюрем ЦРУ. Иск в ЕСПЧ был подан в 2011 г. после безуспешных многолетних усилий международных правозащитных организаций Amnesty International и Reprieve сдвинуть дело в Литве с мёртвой точки. Литовские власти, в свою очередь, предприняли всё, чтобы саботировать как внутреннее, так и внешнее расследование, полностью игнорируя призывы ЕС. Европарламент ещё в 2012 г. постановил, что Литве необходимо провести объективное расследование по данной теме. В 2016 г. законодательный орган ЕС был вынужден констатировать отсутствие какого-либо прогресса в её расследовании Комиссией по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы.
Поводом для расследования послужила озвученная в 2009 г. на американском канале АВС бывшими сотрудниками ЦРУ информация о наличии на территории Литвы как минимум одной такой тюрьмы.
В рамках разбирательств в Литве было допрошено более пятидесяти человек, включая бывших высокопоставленных руководителей литовской спецслужбы. В результате был установлен факт обращения ЦРУ к Департаменту государственной безопасности Литвы с целью затребовать оказание помощи в «оборудовании мест в Литве для содержания заключённых». В отчёте упоминались два выделенных для содержания заключённых объекта (небольшое здание в Вильнюсе и бывшая школа конного спорта в 20 км от столицы), пять авиарейсов ЦРУ, приземлявшихся в аэропорту Литвы (в период с 2003 г. по 2005 г.), а также транзитное использование ЦРУ воздушного пространства страны. Сейм одобрил заключение Комиссии, чьи выводы также были подкреплены отчётом экспертов ООН с дополнительными доказательствами, свидетельствующими о том, что Литва «была интегрирована в 2004 г. в глобальную программу секретных тюрем». Со своей стороны, международные правозащитные организации Amnesty International и Reprieve предоставили главе государства Д.Грибаускайте дополнительную информацию, свидетельствующую о том, что ЦРУ в 2005 г. перевозило в Литву важного заключенного Абу Зубайду.
В довершение ко всему в 2015 г. американская сенатская Комиссия по разведывательной деятельности опубликовала доклад о глобальной секретной программе ЦРУ по осуществлению пыток подозреваемых в причастности к терактам 11 сентября, в котором фигурировала и Литва.
Президент страны Д. Грибаускайте, несмотря на всю совокупность доказательств, на протяжении всего этого времени продолжала заявлять о том, что Литва «сделала всё, что от неё зависит», а Генпрокуратура (глава которой назначается президентом) – о нецелесообразности возобновлять расследование в связи с «недостаточностью доказательств, а также защитой государственной тайны».
Обвинительный вердикт ЕСПЧ будет означать одно: литовские власти лгали всё это время и намеренно тормозили европейское расследование. Всё это не только подорвёт международный имидж Литвы, но и приведёт к закономерным штрафным санкциям.
НАРУШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
В 2017 г. Еврокомиссия вынесет окончательный вердикт по нарушению государственной компанией «Литовские железные дороги» (ЛЖД) конкуренции. Ещё в мае 2016 г. ЕК завершила начатое в 2013 г. (инициировано в 2011 г. польской нефтяной компанией Orlen) расследование о нарушении антимонопольных норм ЕС. Брюссель пришёл к выводу о том, что разборка Литвой в 2008 г. 19 км железнодорожного участка Бугяняй – Ренге лишило операторов возможности пользоваться альтернативными маршрутами между Литвой и Латвией (увеличение логистического плеча до 80 км, что сделало нерентабельным использование латвийской портовой инфраструктуры).
Согласно правилам ЕС, уличённая в нарушении конкуренции ЛЖД должна уплатить штраф в 10% от годового оборота (около 43 млн евро). Вильнюсу было предложено два варианта решения вопроса: штраф и восстановление железнодорожной ветки (ориентировочно 16 млн евро) либо разделение ЛЖД на два независимых подразделения: одно отвечает за инфраструктуру и грузы, другое – за пассажирские перевозки. Срок принятия Литвой решения по протесту ЕК истёк ещё летом 2016 г. Таким образом, в 2017 г. стоит ожидать окончательной развязки по данному делу.
К завершению антимонопольного процесса вполне может подоспеть и вердикт Суда ЕС (дело рассматривается с 2015 г.) об отказе Вильнюса выполнять европейскую директиву по созданию независимого ведомства для расследования аварий и инцидентов на железной дороге.
Литва ещё в 2006 г. должна была учредить такой орган.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОЛ
Ещё одним перспективным делом 2017 г. может стать вердикт ЕК по жалобе Литовской газовой ассоциации (инициирована в 2012 г.) о притеснении прав потребителей и поставщиков. Проводимая под руководством президента Литвы Д. Грибаускайте государственная политика в области поставок энергоресурсов идёт вразрез с законодательством ЕС. Так, закон «О терминале сжиженного природного газа» обязывает крупных потребителей газа закупать до 25% необходимых объёмов у плавучего терминала, что является прямым нарушением принципа конкуренции.
В европейском законодательстве чётко прописано, что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики, в свою очередь, имеют право на свободное обеспечение потребителей».
Показательным в 2017 г. станет и сопровождаемый громким международным скандалом уход с литовского рынка одного из мировых лидеров в области предоставления энергетических услуг – французского концерна Veolia. В 2016 г. международная компания, контролирующая в Литве предприятия теплоснабжения, исчерпав все возможности отстаивания своих прав в литовских судах, подала иск против Литвы в размере 100 млн евро в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в Вашингтоне.
Французы требуют возместить ущерб, понесённый «из-за нечестного поведения Литвы и присвоения иностранных инвестиций». Как заявили в Veolia, основанием для обращения в международный арбитраж стало нежелание Литвы компенсировать подконтрольным дочерним компаниям Vilniaus energija и Litesko убытки из-за «несправедливых и дискриминирующих изменений в регулирующих данную деятельность правовых актах». Ко всему прочему Vilniaus energija обязана закупать на отопление коммунального хозяйства Вильнюса до 65% газа у терминала СПГ в Клайпеде (как известно, норвежский СПГ существенно дороже российского трубного аналога).
Французы не первые, кто столкнулся с литовским законодательным произволом. В 2013 г. российский газовый концерн «Газпром» продал Каунасскую ТЭЦ и ушёл с местного рынка электроэнергетики (общий убыток составил около 190 млн долл. США). Российская компания с 2003 г. (приобретение ТЭЦ) в рамках инвестиционного договора с литовскими властями обеспечивала в течение последующих пяти лет тариф на тепло, который был вдвое ниже среднего по Литве. Немалые средства были вложены и в модернизацию. В итоге, когда подошло время для установления цены на тепло по фиксированной формуле, Сейм Литвы отменил старый договор и ввёл государственное тарифное регулирование. Ко всему прочему Литва в 2012 г. попыталась отсудить у российского концерна в Стокгольмском арбитраже 1,4 млрд евро в качестве компенсации за «переплату за российский газ в период с 2004‑го по 2012 г.». В итоге в 2016 г. Арбитраж отказал Литве в иске по делу о «завышенных ценах» в связи с «абстрактностью понятия “справедливая цена”».
К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИЙТИ ЛИТВА В 2017‑м?
Европейские судебные разбирательства и международные тяжбы могут привести к ужесточению политики ЕС в отношении Литвы. Брюссель уже ранее заявлял о необходимости изменения статуса экономики Литвы, её перевода из «группы малоразвитых стран» (ВВП – 75% от среднего ВВП развитых стран ЕС) в «группу развивающихся стран ЕС» (75–90%). Что, в свою очередь, грозит Литве уменьшением европейского финансирования на 14%.
До последнего времени литовским властям с большим трудом удавалось отбиваться от престижного статуса «страны с развивающейся экономикой», хотя сами они регулярно рапортуют о её высоких показателях, ничем не уступающих другим развитым европейским странам. Всё это не мешало Вильнюсу параллельно продвигать членскую заявку в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую экономически развитые страны, и рассуждать о скором вступлении.
Получается, что Литва готова платить членский взнос в подконтрольную США международную организацию, но не готова отказываться от европейских дотаций?
Но и здесь Литву постигло разочарование. В ОЭСР по итогам социально-экономического мониторинга в конце 2016 г. констатировали «за последние четыре года ещё больший рост неравенства доходов в Литве, которое на сегодняшний день самое большое в ЕС». Ситуация усугубляется тем, что в этом году Литва ещё и недосчитается 100 млн евро по линии инфраструктурной помощи ЕС в связи с её урезанием на 5%. В ОЭСР рекомендовали литовским властям в первую очередь заняться решением таких проблем, как эмиграция, путём создания условий для появления хороших рабочих мест с адекватными зарплатами. Вступление в ОЭСР в ближайшее время, о котором неоднократно заявляла глава государства Д. Грибаускайте, откладывается.