×
Политика Политика

Украинские власти запретили российский интернет

Источник изображения: life.ru

Борясь на словах с «преступным» советским наследием, киевские власти воспроизводят худшие практики СССР: запреты, ограничения, цензуру, идеологический диктат. На этот раз Порошенко, пытающийся создать иллюзию, что именно он — главный заслон от «кремлевской агрессии», распорядился заблокировать российские сайты «Одноклассники», «ВКонтакте», «Яндекс», «Mail.Ru» и ввел дополнительные санкции против российских компаний информационно-цифровой сферы.

Жесткость законов на Украине в значительной степени компенсируется необязательностью их исполнения. Примерно такую же картину можно наблюдать в ситуации с многочисленными запретами идеологической направленности. Украинизация радиоэфира привела к потере радиостанциями аудитории: автовладельцы переходят на флешки и CD, запрет на ввоз книжной продукции из РФ с 1 января 2017 г. лишь обогатил контрабандистов, а запрещенные российские федеральные телеканалы смотрят через спутниковые тарелки (один из депутатов даже предложил выделить отдел в МВД для их спиливания) и Всемирную паутину.

В принципе в эпоху интернета любые попытки запретить определенный контент обречены на провал — даже КНР со знаменитым «Великим китайским файрволом» не смогла полностью отгородить своих граждан от запретного плода.

Так, Интернет-ассоциация Украины уже заявила о невозможности блокирования российских сайтов по техническим причинам, а каждый украинский пользователь «ВКонтакте» получил личное сообщение от службы поддержки, где подробно расписаны способы обойти блокировку.
Каждый украинский пользователь «ВКонтакте» получил личное сообщение от службы поддержки, где подробно расписаны способы обойти блокировку
Каждый украинский пользователь «ВКонтакте» получил личное сообщение от службы поддержки, где подробно расписаны способы обойти блокировку

Не будем в очередной раз заострять внимание на том, что попытки запретить российские сайты являются наступлением на свободу слова и личные права граждан. После трехлетнего правового беспредела подобные инициативы удивлять не должны. 

Удивить может другое: зачем Порошенко, чьи рейтинги стремятся к уровню статистической погрешности, подписывает указ, который, с одной стороны, вызвал недовольство даже сохраняющего определенную лояльность «общества Майдана» (кстати, многочисленные ультранационалистические организации ведут страницы преимущественно во «ВКонтакте»), а с другой — практически нереализуем по техническим причинам?

Дело в том, что президентский указ — это очередной политтехнологический вброс, призванный закамуфлировать намечающийся громадный «дерибан».

Такую же цель преследует нашумевший законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором» (подразумевается каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата), обсуждение которого запланировано парламентариями на 18 мая.

С 16 мая, после трехнедельной «работы депутатов на заграничных округах», возобновились пленарные заседания Верховной рады. В повестку работы нардепов на ближайшие несколько недель внесен целый перечень крайне важных вопросов: земельная и пенсионная реформы (читай — снятие моратория на продажу земель сельхозназначения и повышение страхового стажа), внесение изменений в Кодекс законов о труде и Жилищный кодекс, в результате которых украинцев могут загнать в трудовое и коммунальное рабство.

Пока украинское общество, находящееся в состоянии поляризации, будет спорить по поводу запрета российских соцсетей и по церковным вопросам, власть имущие будут проталкивать антисоциальные инициативы, направленные на превращение Украины в непригодную для проживания территорию и на обогащение правящего класса.

Присвоение коррупционной ренты является основной (если не единственной) мотивацией последнего. Помимо камуфлирования политэкономических процессов шоу-политикой, из каждого запрета украинские «верхи» пытаются выжать максимум личной выгоды. 

Петр ПорошенкоПетр Порошенко

Нагляднее всего это проявилось, когда Порошенко осенью 2016 г. запретил денежные переводы через российские системы, подключив одновременно рублевые переводы через систему Intell Express в собственном «Международном инвестиционном банке», который за первый квартал 2017 года увеличил прибыль втрое. Аргументы о том, что ответные санкции Москвы неизбежны и перевод денег на Украину существенно осложнится, не подействовали на киевские власти. А ведь так и получилось.

А между тем, в России на регулярной основе проживают около 2,5 млн украинцев, которые ежегодно переводят родственникам порядка 1 млрд долларов.

Но когда украинские «верхи» озадачивались проблемами народа — в их понимании, балласта, максимум — электората?

В случае же с попытками заблокировать российские сайты представляется, что украинские журналисты, специализирующиеся на антикоррупционных расследованиях, — при всей их неоднозначной репутации — опубликуют имена тех, кто будет зарабатывать на возможных поставках специализированного оборудования интернет-провайдерам. Хотя повторимся: сколько бы «майданные» власти ни блокировали интернет, являющийся ключевым островком свободы после «рошенизации» телевидения, «выблокировать» не получится.

Одним из наиболее интересных вопросов является реакция европейских институций на очередные «запретные» инициативы киевского режима. На дворе уже не 2014 год, когда власти предержащие обладали индульгенцией на осуществление подобных действий. Едва ли такой шаг найдет одобрение на Западе, который украинские элитарии рассматривают как ключевой фактор легитимизации своей власти на Украине.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров