Шествие легионеров, которое ежегодно проходит в Риге 16 марта, стало настолько традиционным, что практически не вызывает ажиотажа. Кто и зачем пришел в солнечный весенний день к памятнику Свободы — в репортаже RuBaltic.Ru.
Все материалы в СМИ, связанные с предстоящим событием, в основном лишь скупо сообщают о том, как согласовали в Рижской думе проведение своих мероприятий каждая из организаций, а также обещания политиков быть или не быть участником неоднозначной процессии. Интересно, что ни одного анонса, оповещающего о деталях акции и приглашающих стать ее свидетелем, в прессе не встретить.
В предыдущие годы шествие легионеров сопровождалось акциями Латвийского антифашистского комитета, что не раз приводило к стычкам. В этом году организаторы обоих мероприятий «поделили» время своих выступлений: шествие легионеров и возложение цветов было заявлено с 11 до 13 часов, а следом за этим, с 13 до 14 – пикет антифашистов. Благодаря подобной мере впервые представители антифашистской организации оказались возле памятника Свободы, а не за оградой.
Солнечное весеннее утро. Многочисленные группы полицейских (действительно поразившие своим количеством) перемещаются с место на место, туристы и прохожие охотно их фотографируют — на фоне голых деревьев ярко-салатовая форма служителей порядка радует глаз. Площадь возле памятника Свободы оцеплена, пройти туда можно только участникам шествия и аккредитованным журналистам в оранжевых бибах. В какой-то момент толпа оранжевых журналистов сливается с салатовыми полицейскими, и в этой пестроте с трудом можно рассмотреть шествующих.
На ограждениях повисли люди: сочувствующие, протестующие и просто любопытствующие, пытающиеся разглядеть «что-нибудь интересное».
Однако интересного немного: редкие легионеры в форме, медленно, очень аккуратно идущие;
заметно, что это торжество дается им большими усилиями — всё-таки возраст. Преодолев путь от собора к памятнику Свободы, они разговаривают с журналистами и мелким шагом направляются к своим автобусам.
Вслед за легионерами продвигаются представители общества Latviiijas Vanagi и члены «Национального объединения», гости соседних стран с флагами. Несколько девушек с большими белыми букетами и радостными, праздничными лицами. Журналисты курят в сторонке, явно скучают — ждут, когда закончится шествие, и начнется акция антифашистов: говорят, «может, что учудят».
Ближе к часу дня возле Лаймовских часов начинает сгущаться толпа, журналисты с камерами плотным кольцом окружают Иосифа Корена, Эдуарда Гончарова и других единомышленников-антифашистов, наблюдая за подготовкой. Как всегда, организаторы подошли к вопросу творчески, каждое их мероприятие проходит в жанре перформанса. Сегодня они облачились в белые робы, и, вооружившись инвентарем с надписью «дезинфекция», отправились к подножию памятника — очищать мир от коричневой чумы.
Пока антифашисты демонстрируют операторам местных телеканалов фотографии бесчеловечных жертв фашизма и щедро раздают интервью, люди по ту сторону оцепления начинают оживляться. Вдоль ограды образовывается несколько групп «по интересам». Основные спикеры — пенсионеры, слушатели —журналисты и туристы-зеваки. Кто-то выступает против «красного террора»: воинственного вида женщина, говоря, что, конечно, «не все русские такие», держит в руке упаковку яиц с недвусмысленным намерением метнуть «в эту шайку». По ее словам, «всех их», включая Лембергса, который «страну продал таким как эти Жданок», надо судить. Почему люди в белых одеждах с антифашистскими лозунгами стали воплощением «красного террора» и как они связаны с «продажным Лембергсом», не понятно. Все попытки забросать яйцами участников акции тщетны — «мишень» слишком далека и, вдобавок, надежно закрыта спинами полицейских: после нервных метаний вокруг ограждения, женщина уходит, не скрывая негодования.
Рядом «эксперты геополитики» старшего пенсионного возраста спорят про ситуацию на Украине, переходя с русского на латышский и наоборот. Удивительно, что несмотря на непримиримость их позиций, они с полуслова находят общий язык — в прямом и порой даже переносном смысле. «В Ливии война, в Ираке война, теперь и на Украине!» - не понятно, что именно пытается доказать пожилой мужчина. «Оккупанты!» - доносится с другой стороны. «Раз вы так свою страну любите, что же вы сейчас тут стоите, а не в поле пашете?», - негодует пенсионер. «Мы вашу советскую армию кормили-кормили, и НАТОвскую прокормим!» - гордо отвечает по-русски женщина, практически без акцента. Бессистемный хор голосов выражает общее недовольство, превращаясь в типичный гул любого базара. Журналисты охотно записывают реплику за репликой. В двух шагах несколько весьма немолодых людей переходят на повышенные тона: «И Обама еврей?! Да, и Обама тоже, и Ельцин еврей! А Путин? Путин тоже?! Да и где ваш Путин?! Пропал Путин!». Всю эту нелепицу дополняют обрывки фраз о том, как бороться с болью в суставах.
Чувствуется, что собравшиеся встретились «поговорить о наболевшем»: красный террор, коричневая чума, оккупанты, Путин и, конечно, здоровье.
Тем временем антифашистская организация закончила давать интервью, спокойно покинула оцепленную территорию. Журналисты сдают свои бибы в центр аккредитации, полицейские потихоньку рассаживаются в автобус, и стоит пройти сто метров от Лаймовских часов, как уже ничто не напоминает о том, что этот день для кого-то памятный.
Памятный день 16 марта давно стал обыкновенным инструментом в руках латвийской политики. Даже самих людей, ради которых, казалось бы, и создавался изначально этот «праздник» — легионеров СС — осталось совсем немного.
А потому и все мероприятие с каждым годом все больше походит на большой и очень сомнительный «псевдопатриотический» аттракцион.