Дональд Трамп продолжает формировать новую администрацию Белого дома. Критики американского президента уже ругают будущий кабинет за его слишком «пророссийский» характер. Состав администрации – сигнал, Трамп действительно намерен пересмотреть отношения с Москвой. Политический вес прибалтийских «сдерживателей» России, не обладающих потенциалом для позитивного воздействия на ситуацию, обещает быть максимально снижен.
Одиозный миллиардер представил своего основного фаворита на пост госсекретаря. За внешнюю политику в кабинете Трампа, вероятно, будет отвечать Рекс Тиллерсон, исполнительный директор крупнейшей в мире частной нефтяной компании ExxonMobil.
Западные СМИ уже прозвали Тиллерсона «другом Владимира». «Тиллерсон больше контактировал с Владимиром Путиным, чем любой другой американец, если не считать Генри Киссинджера», – цитирует Wall Street Journal Джона Хамре, бывшего замминистра обороны в правительстве Клинтона. В 2012 году после заключения сделки ExxonMobil с «Роснефтью» президент Путин лично вручил топ-менеджеру и завсегдатаю Петербургского экономического форума орден Дружбы. Компании начали совместный проект по проведению буровых работ в Арктике, в Карском море, договорились производить разведку месторождений сланцевой нефти на арктических шельфах в Западной Сибири и глубоководных шельфах в Чёрном море. Но тут вступают в силу санкции. Сотрудничество приходится приостановить.
Ничего удивительного, что после такого Тиллерсон выступает против экономического сдерживания России. «Мы обычно не поддерживаем санкции, – говорил топ-менеджер в 2014 году от лица компании, – потому что не считаем их эффективными, если они не применяются очень вразумительно, а это очень сложно сделать».
Рекс Тиллерсон
«Ястребиной» части американского истеблишмента кандидатура Тиллерсона, конечно же, пришлась не по вкусу. «Меня очень беспокоит то, что у него настолько близкие личные отношения с Владимиром Путиным», – поделился переживаниями давний «доброжелатель» России сенатор Джон Маккейн. «Я не жду от государственного секретаря, что одним из его основных качеств является то, что он “друг Владимира”», – написал в «Твиттере» бывший кандидат в президенты Марко Рубио.
Исполнительный директор ExxonMobil далеко не единственный кандидат в будущий кабинет Трампа, которому вменяют в вину «пророссийскую» ориентацию. Пресс-секретарём президента США станет знаменитая теле- и радиоведущая Лора Ингрем, бывший спичрайтер Рональда Рейгана, усыновившая двух детей из России.
Должность советника по национальной безопасности Трамп предложил генералу Майклу Флинну – бывшему главе военной разведки США, уволенному за разногласия с администрацией Обамы. Вопреки западному мейнстриму, Флинн воспринимает Россию не как угрозу, но как стратегического союзника США в преодолении общих вызовов. «Идея о том, что мы неспособны работать вместе, неправильна», – утверждал генерал. «Европа никогда не стала бы той процветающей Европой, которой она сегодня является, если бы не было сотрудничества России и США 75 лет назад», – рассказывал Флинн в другом интервью.
«Пророссийский революционный комитет», который формирует Трамп, не может не беспокоить младших союзников США в восточной Европе. «Пока что о будущем госсекретаре мы знаем мало, но надеемся, что наши друзья в США помогут ответить на возникающие вопросы», – поспешил выразить обеспокоенность директор литовского Центра восточноевропейских исследований Линас Кояла. «Конечно, он, как глава Exxon, имеет связи с Россией. Но я думаю, что все наши знания об этих связях поверхностны, а критически в отношении него настроенные члены Сената Джон Маккейн и Марко Рубио в своих вопросах попытаются выяснить гораздо больше», – выразил надежду политический обозреватель.
Опасения Коялы понятны. Центр восточноевропейских исследований, где служит эксперт, работает в интересах литовских консерваторов, идея фикс которых – сдерживать Россию.
Линас Кояла
В рамках этого Центра прорабатывалась платформа европредседательства Литвы в 2013 году, в рамках которой приоритетом Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» стало противодействие евразийской интеграции и насильственное втаскивание Украины в евроатлантическую орбиту. Центр активно продвигал в СМИ идею участия России в формировании ИГИЛ, страшил общественность планами Кремля по организации белорусского «майдана». Совместно с МИД Литвы центр организует Вильнюсский форум интеллектуалов, куда съезжаются оппозиционеры из России и Беларуси. В общем, к восточному соседу Кояла и его контора, как, впрочем, и вся «заточенная» под президента Грибаускайте литовская дипломатия, а также дипведомства прибалтийских соседей, настроены не очень-то комплиментарно.
Что может быть страшнее Трампа для подобных местечковых вершителей региональной внешней политики? Лишь то, что новоизбранный президент США не окажется простым популистом, а действительно начнёт выполнять заявленную программу, в которой, помимо прочего, значится и нормализация отношений с Кремлём. И Трамп начинает, причём еще до инаугурации, формируя под это кабинет.
Неприятные новости для профессиональных борцов с русской угрозой, сидящих на хорошей зарплате.
Несистемный Дональд Трамп – тот лидер, который способен преодолеть сопротивление институтов, уже «заточенных» на сдерживание, пересмотреть отношения с Россией и даже перенастроить НАТО под новые вызовы. Прибалтийский политикум не обладает соответствующим доверием и потенциалом для налаживания отношений с Москвой, не является инструментом позитивного воздействия на ситуацию и поэтому должен быть отправлен в утиль. Политический вес литовских, латвийских и эстонских сдерживателей России будет максимально снижен новой администрацией Трампа.