×
Политика Политика

Литва пытается тормозить международное признание Крыма

Источник изображения: Die Welt

Итоги президентских выборов США стали шоком для Литвы, где до последней минуты пребывали в полной уверенности относительно победы кандидата от Демократической партии Х. Клинтон, для которой Россия является «империей зла». Вопреки всем прогнозам и логике правящих элит, победил выступающий за нормализацию отношений с Москвой Д. Трамп, допустивший в ходе предвыборной кампании признание Крыма.

Ещё накануне американских выборов Евросоюз по инициативе Литвы расширил список российских граждан, в отношении которых действуют европейские персональные санкции. В этот раз в нём оказались избранные от Крыма шесть депутатов Государственной думы РФ. За день до озвучивания Брюсселем нового пакета санкций в третьем комитете 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был зарегистрирован проект резолюции о «положении в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе». Соавтором украинской инициативы стала Литва. В документе предлагалось осудить «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практику в отношении жителей временно оккупированного Крыма, в том числе крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам, со стороны российских оккупационных властей».

Что же это? Самоуверенность литовской дипломатии или отчаянная попытка противостоять всё более явному тренду на международное признание полуострова, который за последнее время стал фактической рабочей площадкой для многих международных парламентских делегаций? И какой путь за последние два года прошла Литва в борьбе с российской «оккупацией Крыма»?

Сегодня о том, что Крым де-факто русский, говорят уже во весь голос не только бывшие главы зарубежных государств (президент Пятой Французской Республики Валери Жискар д’Эстен, канцлер Германии Герхард Шрёдер), но и действующие руководители. Среди последних – президент Чехии М. Земан. На днях вновь избранный президент Республики Молдова И. Додон заявил о том, что считает Крым российской территорией, подчеркнув, что первый официальный визит состоится в Москву, а не в Брюссель – штаб-квартиру Европейского союза (с 2014 г. между Молдавией и ЕС подписано Соглашение об ассоциации, а также установлен безвизовый режим).

Глава дипломатического ведомства Литвы Линас ЛинкявичюсГлава дипломатического ведомства Литвы Линас Линкявичюс

Ещё два года назад главному литовскому дипломату евроатлантисту Л. Линкявичюсу казалось, что нет ничего невозможного в крымском вопросе. В ход шли все средства: от инициирования всевозможных антироссийских резолюций до откровенного пособничества военной агрессии Украины против полуострова. Литву нисколько не смущала ни организованная их киевскими подопечными водная блокада двухмиллионного населения Крыма (Киев перекрыл единственный источник пресной воды, Северо-Крымский канал, при этом просто сбрасывая лишние кубометры воды в море), ни подрыв линий электропередач, питающих полуостров, с его последующим полным обесточиванием. А ведь такая деятельность по определению подпадает под понятие «международное преступление», то есть «намеренные действия по полному или частичному уничтожению какой-либо национальной, этнической группы путём предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на её полное или частичное физическое уничтожение». В результате обезвоживания и обесточивания Крыма пострадало не только русское население, но и те же самые крымские татары, чьи интересы так рьяно «отстаивают» литовские власти.

Последние несколько лет Вильнюс активно работал с самопровозглашёнными «лидерами» крымских татар М. Джемилевым и Р. Чубаровым, став международной площадкой для крымско-татарского Конгресса. В итоге этот проект, в силу низкого интереса самого литовского общества к этой теме и скептического отношения западных союзников к украинскому кураторству Литвы в рамках программы ЕС «Восточное партнёрство», оказался провальным. Широко распиаренный литовскими властями Международный крымско-татарский форум прошёл весной 2016 г. в Сейме при полупустом зале, отсутствии ключевых западных спикеров (американский сенатор Дж. Маккейн ограничился видеообращением) и неявке политического руководства страны. Мероприятие не почтили своим присутствием ни отвечающая за формирование вектора внешней политики страны президент Д. Грибаускайте, ни реализующий его глава Кабинета министров А. Буткявичюс. По всей видимости, сработало чувство политического самосохранения: никто из политиков не захотел рисковать своим имиджем накануне осенних парламентских выборов. Кто знает, как литовские избиратели отнеслись бы к совместным фотографиям и дружеским похлопываниям с организаторами крымской энергетической блокады. 

Ведь одно дело клеймить российское руководство за «аннексию», «преследование» и «попрание прав», другое – потворствовать военным преступлениям своих протеже, по приказу которых взрывались снабжающие полуостров линии электропередач, обесточивая зимой сопоставимое по численности с Литвой население Крыма, а также устраивались продуктовые блокады. 

К тому же в прессе уже не раз всплывала информация о причастности Вильнюса к финансированию так называемого «лагеря непослушания» во главе с вышеупомянутыми крымско-татарскими активистами, препятствующего восстановлению энергоснабжения полуострова. Послы Литвы и Латвии регулярно встречались с организаторами провокации и обеспечивали текущие материальные потребности «протестующих»: униформа, спальные мешки, продукты питания (ежемесячные затраты на содержание более 500 участников, осуществлявших блокаду с украинской стороны, составляли более 50 тыс. долларов США).

Да и международное сообщество более не могло оставаться в стороне от вопиющего нарушения Киевом всех мыслимых и немыслимых норм международного права. Если водная блокада полуострова не произвела должного впечатления на ООН, то полное обесточивание двухмиллионного Крыма в результате теракта заставило реагировать высоких чиновников. В результате Управление верховного комиссара ООН по правам человека потребовало от украинских властей проведения расследования в связи с энергетической блокадой Крыма. В 13-м Докладе ООН о положении в области прав и свобод на Украине было отмечено, что за «актом саботажа стояли проукраинские активисты и крымские татары».

Крымско-татарский меджлис на турецкие деньги вёл разведку в пользу АнкарыКрымско-татарский меджлис на турецкие деньги вёл разведку в пользу Анкары

Большой репутационный урон литовскому проекту крымско-татарского Конгресса был нанесён публикацией на Украине закрытых документов Службы безопасности (СБУ), в которых констатировалось, что крымско-татарский меджлис (экстремистская организация, запрещена в РФ) на турецкие деньги вёл разведку в пользу Анкары. То есть крымско-татарские «активисты», являясь на тот момент гражданами Украины, вели подрывную деятельность против своей страны. В документах М. Джемилев и Р. Чубаров фигурируют в качестве основных проводников турецкой экспансии в Крыму, в них также приводятся счета и размеры получаемых от Анкары гонораров. Что касается М. Джемилева, СБУ прямо называет его турецким агентом влияния, который, будучи народным депутатом и председателем меджлиса, в 2013 г. активно противодействовал рассмотрению в Верховной раде закона о признании геноцида армян в Османской империи в 1915–1922 гг., а также препятствовал его дальнейшему прохождению в Верховном совете Крыма.

Сегодня литовская дипломатия, пребывающая в полном замешательстве, по инерции продолжает отрабатывать антироссийский заказ уходящей американской администрации, безоговорочно поддерживая курс нынешних украинских властей, что автоматически превращает Вильнюс в соучастника чинимых Киевом военных преступлений против собственного народа на Юго-Востоке Украины и геноцида в отношении населения Крыма.

Возможно, итоги президентских выборов в США и приход к власти в самой Литве новой политической силы во главе с предпринимателем Р. Карбаускисом приведут к переформатированию внешнеполитического вектора страны на российском направлении, где приоритетом станет добрососедство, а не конфронтация.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров