Всю постсоветскую историю Прибалтика пытается вмешаться в российско-белорусские отношения и оторвать Беларусь от России. Любое недопонимание между Минском и Москвой, сбои в работе Союзного государства используются западными соседями Беларуси для того, чтобы подвергнуть сомнению исторический выбор белорусского народа и предупредить белорусское руководство об угрозе утраты самостоятельности из-за излишне активной интеграции с Россией. Примечательно, что больше всех делать такие предупреждения любит Литва, которая в результате интеграции в НАТО и Евросоюз свою самостоятельность как раз утратила.
«Я не политолог, не могу руководствоваться допущениями. Могу лишь заметить, что Беларусь не является членом НАТО и ЕС и даже не стремится двигаться в этом направлении. Но эти элементы самостоятельности переживают трудные времена, у них всё меньше времени», — заявил на днях глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
С точки зрения литовского министра, сторонники самостоятельности в Беларуси переживают трудные времена и времени обезопасить себя от поглощения «империей» у президента Александра Лукашенко остается всё меньше. В вильнюсском мире фантомов, цветных галлюцинаций и миражей, в котором живет Линкявичюс и вся литовская элита, Россия готовится вот-вот аннексировать Беларусь «по крымскому сценарию». Танки уже разогреты и ждут на границе Смоленской области.
Осталось только найти повод для вторжения, и таким поводом литовские «аналитики» полагают осенние учения «Запад-2017», когда в Беларусь прибудут российские солдаты и военная техника. Эти давно заявленные плановые учения уже стали предметом навязчивых фобий прибалтийских политиков, которые очень хотят заразить этими фобиями Беларусь. И никак не могут понять, почему Лукашенко не слушает их пророчеств и продолжает подготовку к совместным с Россией учениям, хотя прибалтийскому ежу понятно, что цель этих учений — оккупировать Беларусь.
Прибалтийским деятелям бессмысленно объяснять, что военное сотрудничество России и Беларуси определяется военной доктриной Союзного государства, которое было создано в середине 1990‑х годов по инициативе Беларуси, а не России.
К чему тратить время, пытаясь им это объяснить, если они упорно призывают Беларусь сделать наконец однозначный геополитический выбор между Россией и Евросоюзом — выбор, который Беларусь сделала почти четверть века назад.
В словах Линаса Линкявичюса об интеграции Беларуси с Россией сквозит традиционное недоумение. Как может граничащая с Россией страна не только не входить в НАТО, но и не стремиться туда войти? Как она может вместо этого создать ОДКБ и инициировать учения с Россией на своей территории? Как может Беларусь углублять интеграцию с Россией в военной и разведывательной сфере? Это что же: добровольно налаживать координацию с агентами Кремля, налаживать сотрудничество с путинскими шпионами?
Белорусская инициатива в таких вещах выше прибалтийского понимания, поэтому в Вильнюсе внушают окружающим и самим себе, что Лукашенко, может, и хотел бы в НАТО и Евросоюз, да уж слишком крепко его держит Кремль в своих братских объятиях, поэтому «последнему диктатору Европы» ничего не остается, кроме как всё глубже погружаться в болото интеграции с Россией и терять остатки самостоятельности.
Интереснее всего, что самостоятельности белорусов учит Литва — страна, у которой в результате собственной интеграции в НАТО и Евросоюз самостоятельности практически не осталось.
Беларусь, как верно отмечают в Прибалтике, не признала независимость Абхазии и Южной Осетии и вхождение Крыма в состав России, сформировав свою особенную политику в украинском конфликте. Могут себе такое позволить страны Евросоюза, в котором решения принимаются «колхозным методом» — единогласно? А на страну, посмевшую создать угрозу «демократическому единству» и «европейской солидарности», обрушивается весь гнев союзников по ЕС и НАТО.
В 2015 году американские посольства позволяли себе публично критиковать тех европейских лидеров, которые принимали приглашения приехать в Москву на 9 мая. Президенты-«отступники» подвергались шельмованию со стороны более дисциплинированных и «держащих строй» европейских коллег. В конечном счете все они были вынуждены уступить давлению и от участия в Параде Победы на Красной площади отказаться.
Литва очень беспокоится и переживает за независимость Беларуси, куда этой осенью прибудут на учения российские военные. В самой Литве в это время дислоцируется американский воинский контингент, особый статус и права которого на литовской территории подтверждены документально. Солдатам из США в Литве гарантированы налоговые льготы, низкие цены и иммунитет от уголовного преследования в случае совершения ими преступлений на территории Литвы. Американцев кормят отдельно от литовских солдат по особому, улучшенному рациону, оборудуют им места проживания повышенной комфортности. Заокеанские союзники на такую заботу отвечают хулиганскими выходками и вандализмом вроде надругательства над литовским флагом в прошлом году.
Это ли не ситуация оккупации иностранным воинским контингентом территории Литовской Республики?
Может сегодня официальный Вильнюс разговаривать с Брюсселем и Вашингтоном так, как президент Беларуси разговаривает с Москвой? Может ли Даля Грибаускайте, как известно не стесняющаяся в выражениях, не стесняться в отношениях не с Кремлем, а с Еврокомиссией? Какое там — Литва живет по декретам Еврокомиссии и слова своего вставить не может. Тогда как Александр Лукашенко прямо и откровенно излагает на пресс-конференциях всё, что он думает об отношениях с главным союзником Беларуси.
Союзное государство с Россией и евразийская интеграция служат для Беларуси инструментом обеспечения суверенитета, независимости и экономического развития, тогда как Евросоюз суверенитет, независимость и экономическое развитие подрывает.
АЭС в Островце
Россия строит для Беларуси атомную станцию. Евросоюз поломал Литву через колено и заставил ее атомную станцию закрыть. Евразийская интеграция создает Беларуси фундамент для ускоренного экономического развития (Белорусская АЭС, индустриальный парк «Великий камень», «Экономический пояс Шелкового пути»), европейская интеграция этот фундамент разрушила, лишив Литву половины экономически активного населения.
Не от зависти ли политики в Вильнюсе теперь так бесятся, наблюдая большую стройку на площадке Островецкой АЭС по белорусскую сторону границы? Не от зависти ли их жалкие попытки испортить российско-белорусские отношения и убедить соседей, что Россия готовится оккупировать Беларусь?