×
Политика Политика

Чем гордилась Грибаускайте в 2015 году?

Источник изображения: http://www.obzor.lt/

Президент Литвы Даля Грибаускайте подвела итоги года, дав развернутое интервью RusRadio.lt. По мнению Грибаускайте, Литовская республика в уходящем 2015 году может гордиться тем, что её голос был слышен на международной арене, а также «успехами в экономике», к которым presidente отнесла «рост экспорта», введение евро и запуск СПГ терминала. Иными словами, Грибаускайте предлагает Литве гордиться несуществующими вещами: по падению экспорта Литва является лидером среди 28 стран ЕС, СПГ терминал является экономически убыточным проектом, про введение евро сама г-жа президент говорит, что положительный эффект от этой меры ожидается только в перспективе, а «громкий голос Литвы» западные союзники называли истерикой.

«Мы видим, что экономика России оказалась под ударом, что так или иначе сказывается и на нашей экономике. В Беларуси еще нелегко. А для Литвы, наоборот, 2015 год был достаточно успешным. Мы начали использовать терминал сжиженного газа, мы ввели евро, что в средне и долгосрочной перспективе несет много пользы и для государства, и для бизнеса», — так для начала оценила экономические итоги года для Литовской республики Даля Грибаускайте. 

Еще до того, как заговорить о своей стране, президент Литвы отметила плачевное положение дел у соседей — мол, у одного корова уже сдохла, у второго еще подыхает, — пустячок, а приятно.

На таком позитивном фоне можно обратиться и к Литве, и даже признать, что проблемы в экономиках России и Белоруссии негативно отражаются на экономике Литвы. Однако вопрос, кто многие годы способствовал возникновению этих проблем, активнее всех стран ЕС пробивая в Брюсселе санкции сначала против Белоруссии, а затем против России, в данном случае не к месту. Литовский журналист такой вопрос никогда бы не задал, а Грибаускайте на него никогда бы не ответила.

Характерно, что первым делом (конечно, после святого — проблем у соседей) Грибаускайте упомянула СПГ терминал. Если бы она его упомянула как политическое достижение Литвы, то и вопросов бы не было, однако Даля Поликарповна заговорила об СПГ терминале, перечисляя экономические «успехи» 2015 года. И здесь к ней не может не быть вопросов.

Г-жа президент абсолютно серьезно назвала достижением ввод в эксплуатацию экономически убыточного предприятия, из-за которого у литовцев уже несколько месяцев растут цены за отопление, продукция которого остается нереализованной, потому что Латвия и Эстония не хотят покупать норвежский газ с литовского терминала из-за дороговизны. Наконец, предприятия, работу которого не может потянуть и сама Литва, которая вынуждена была начать переговоры с норвежцами об изменении условий контракта — уменьшении количества закупаемого газа или снижении его цены (до сих пор публично не оглашенной).

Пока же этого не произошло, в Сейме представили поправки к Закону об СПГ терминале, предполагающие, что его содержание должны оплачивать все потребители энергии, включая население. В противном случае взлетят цены на отопление. Цены, впрочем, и так уже взлетели: только в Вильнюсе за последний месяц они выросли на 26%. И это экономическое достижение?

Столь же сомнительно выглядят прочие «успехи» литовской экономики. Про введение евро сама Грибаускайте сказала, что эта мера даст положительный эффект в средне – и долгосрочной перспективе. Но ведь подводятся-то итоги 2015 года. То есть прорывом и достижением объявляется мера, которая благотворно скажется на экономике лишь в туманной перспективе, если еще скажется. В странах еврозоны числятся Греция, Кипр, Словакия — по их экономическому развитию как-то не скажешь, что замена национальной валюты евро — безусловное благо.

Говоря же об экономическом развитии Литвы в 2015 году, президент Грибаускайте попросту врет, хвастаясь ростом литовского экспорта, тогда как в уходящем году Литовская республика была лидером по падению экспорта среди стран ЕС.

«Мы видим, как Литва выдержала и санкции, которые были введены в отношении нас нашими соседями, наш экспорт растет и приблизился даже к 2008 году, предкризисному периоду», — заявила presidente. Между тем, согласно статистике Eurostat, по темпам падения экспорта Литва в ноябре седьмой месяц подряд продолжала лидировать среди 28 стран ЕС. За год — в январе-сентябре, по сравнению с тем же периодом 2014 года литовский экспорт сократился на 6% до 16,9 млрд евро. Кроме того, Литва является лидером среди балтийских стран по дефициту торгового баланса — в ней он составил 2,1 миллиарда евро, тогда как в Латвии — 1,7 миллиарда, в Эстонии — 1,1 миллиарда.

Если Даля Поликарповна не знала всех этих цифр, то возникает вопрос о её соответствии занимаемой должности. Если же г-жа президент знала, то зачем врала про рост экспорта? Или она думала, что окружающие не смогут статистику посмотреть? В любом случае, этой ложью Грибаускайте наказала сама себя: кто после утверждения, что в Литве, являющейся рекордсменом по спаду экспорта в ЕС, растет экспорт, станет принимать на веру рассказы presidente про инновационные стартапы и лидерство Литвы в Европе по привлечению инвестиций? Хлестаковщина. Чистой воды.

Итоги 2015 года в Литве по Дале Грибаускайте состоят в том, что литовцы должны гордиться несуществующими вещами — достижениями, которые существуют в головах литовских политиков, но которых нет в реальности.

СПГ терминалом, который оказался таким успешным экономическим проектом, что у Литвы нет на него денег. Ростом экспорта, вместо которого самый большой спад экспорта из 28 стран ЕС. Возобновлением призывной армии, составленной на 100% из добровольцев, потому что 92% военнообязанных на призывные пункты не явились. Наконец, «громким голосом Литвы», заметным на международной арене.

«Литва на самом деле, как на уровне ООН, так и Европы была слышна, видна, и я рада, что уважаема»,— заявила Грибаускайте. Слышна-то она была, но вот чтобы уважаема…

«Эта тирада — не соответствующая риторике ЕС, но совершенно типичная для г-на Линкявичюса — демонстрирует ту роль, которую Литва, страна с населением в три миллиона человек и размером с Западную Виргинию, отводит для себя в украинском кризисе», — писал весной этого года The Wall Streen Journal о манере выступления «внушительных размеров взъерошенного министра иностранных дел Литвы» Линаса Линкявичюса, призывавшего в уходящем году к полной международной изоляции и бойкоту России — Правительство Литвы стало самым резким критиком России и реагирует на ее действия с неприкрытым раздражением и гневом при том, что другие высказываются более сдержанно, используя язык дипломатии».

Суть статьи The Wall street Journal «Литва требует жестких мер против России» была в том, что самая преданная союзница США в Европе своей запредельно антироссийской риторикой и радикальными действиями (единственная страна в мире, официально поставившая Украине оружие для ведения гражданской войны) противопоставляет себя всему ЕС и, вместо объединения Европы на антироссийской основе, раскалывает Европу и дискредитирует антироссийскую линию в глазах европейцев.

Международная жизнь в уходящем году подтвердила слова американского издания. Вместо того, чтобы воевать на Донбассе до победного конца, поставляя украинской армии вооружения НАТО по литовскому образцу, лидеры двух главных стран ЕС полетели на переговоры к Порошенко и Путину, и вот уже и Соединенные Штаты и даже сама Литва вынуждены связывать урегулирование украинского кризиса с выполнением Минских договоренностей, а о литовском пути выхода из кризиса — поставках оружия — больше и речи нет.

Тем более по итогам уходящего года не может быть и речи о полной международной изоляции России. Наоборот, по итогам этого года Россия в полной мере вернулась в мировую политику, и жалкие попытки балтийских стран этому помешать призывами к западным союзникам не забывать об Украине и безопасности прибалтов были последними просто проигнорированы. Не говоря уже о последнем демарше, когда Даля Грибаускайте от имени всех трех стран Балтии отказалась вступать в какую бы то ни было антитеррористическую коалицию, если в ней будет участвовать Россия.

На фоне произошедших тогда же терактов в Париже и резолюции Совета безопасности ООН с призывом к объединению всех стран мира в борьбе с терроризмом это вечное прибалтийское расчесывание своей русофобии прозвучало даже не смешно, а несколько неприлично.

Так что итоги года — что во внешней политике, что в экономике, что в энергетике — для Литвы выглядят, мягко говоря, противоречиво.

У президента Грибаускайте была королевская возможность честно рассказать народу о всей этой противоречивости.

Тогда бы и подлинные достижения не вызывали сомнений, и провалы и недоработки сплачивали бы литовское общество вместо того, чтобы настраивать его против власти, врущей населению до последнего и отрицающей существование проблем во что бы то ни стало.

Грибаускайте же предпочла соврать. Может быть, потому, что по итогам всей своей биографии Даля Поликароповна в принципе честно говорить разучилась?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров