×
Политика Политика

Разъединенную Европу соберет единая армия

Источник изображения: ua-ru.info

Вчера в Страсбурге председатель Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер выступил с ежегодной речью о ситуации в Евросоюзе. Вердикт Юнкера неутешителен: ЕС сегодня разделен как никогда прежде. Спасение европейского проекта глава ЕК видит в более глубокой интеграции в военной сфере: в создании объединенного генштаба и в совместной оборонной политике.

Свое выступление председатель Еврокомиссии начал с постановки диагноза. «Наш Европейский союз как минимум частично столкнулся с экзистенциальным кризисом», констатировал Юнкер. «Никогда прежде я не видел так мало общего понимания среди стран-участниц. Никогда прежде не видел, чтобы представители евроструктур определяли такие различные приоритеты, которые зачастую находятся в прямом противоречии с правительствами и парламентами государств. Кажется, что между ЕС и столицами его стран-членов больше не существует ни одной общей точки соприкосновения», – был категоричен Юнкер в своих оценках.

«Объединенная» Европа разъединена. Еще во время прошлогоднего выступления глава Еврокомиссии сетовал, что «в Европейском союзе слишком мало союза». За 12 месяцев ситуация ухудшилась в разы. Беженцы, «брексит», угроза терроризма, экономические проблемы: 

высокая безработица, социальное неравенство, «горы» государственных долгов, – вызовы, которые серьезно расшатали евроконструкцию, ввергли Европу в кризис солидарности.  Задача на будущий год – «преодолеть трагический раскол между Западом и Востоком ЕС». Так говорил Юнкер.

После британского референдума западные и восточные европейцы четко обрисовали свои позиции по вопросу дальнейшего развития Союза. Запад ЕС с его федералистскими устремлениями провозглашает курс на более глубокую интеграцию. «Брексит» подтвердил необходимость большей автономии для государств-членов, артачится Восток. По разные стороны европейского континента начинают формироваться группы «по интересам».

9 сентября главы правительств стран Южной Европы организовывают собственный мини-саммит в Афинах. Среди гостей лидеры Италии, Франции, Португалии, Кипра, Мальты и представители Испании. «Рост, а не жесткая экономия» – подобно лозунгу уличных демонстрантов звучит тема встречи, выбранная греческим премьером Алексисом Ципрасом. Ее посыл предельно понятен: сказать «нет» берлинским рецептам по затягиванию поясов. «Если не отказаться от догм Шойбле о Европе с разными темпами (развития – прим. RuBaltic.Ru) и экономическими зонами с низким уровнем заработной платы, Европа окажется на грани краха», – категорично заявил Ципрас в преддверии саммита евроюжан, обозвав Германию за внушительный профицит ее торгового баланса «сберкассой» Евросоюза. Пусть немцы платят за всех.

На другом краю Европы спешит напомнить о себе еще один «блок сепаратистов» – «Вишеградская четверка» (Чехия, Польша, Венгрия, Словакия). Восточная Европа требуют от Брюсселя совершенно отличной от ожиданий южан политики. Жесткая бюджетная дисциплина для охваченных кризисом стран, меньше беженцев, больше власти для национальных правительств. «Государства Центральной и Восточной Европы объединяет общий христианский бэкграунд, культурный код, культовая сторона может отличаться, однако он четко виден. Нужно стремиться к тому, чтобы создать в Европе национальные государства. Нам следует вернуться к идее Европы отчизн», – говорит министр обороны Польши Антоний Мачеревич на экономическом форуме в Крынице.

Средиземноморский клуб и «Вишеградская четверка» вступают в полемику. Дискуссия о будущем Европы не может быть монополизирована Вишеградской группой, которая хочет ослабить институты ЕС и вернуть обратно часть компетенций национальных правительств, негодует Ципрас в интервью Le Monde.

К спору присоединяется старая Европа. Люксембург требует выгнать Венгрию из ЕС. «Мы не можем принять то, что повсеместно нарушаются ценности Евросоюза. Такая страна, как Венгрия, которая строит заграждения против беженцев, спасающихся от войны, ограничивает свободу слова и независимость судебной системы, должна быть временно или навсегда исключена из ЕС», – заявил глава МИД герцогства Жан Ассельборн.

Будапешт переходит на личности. «Он (Ассельборн – прим. RuBaltic.Ru) уже давно исключил себя из ряда всерьез воспринимаемых политиков... Видно, что Ассельборн живет недалеко от Брюсселя, потому что он говорит назидательно и заносчиво», – любезно отвечает руководитель венгерской внешнеполитической кузницы Петер Сийярто. Вот он, «трагический раскол», о котором и говорит Юнкер в своем программном послании.

Будучи евро-федералистом, глава ЕК предлагает вполне ожидаемый рецепт по выводу Европейского союза из этого «экзистенциального кризиса»: более глубокая интеграция. 

Цементом такой интеграции должно стать сотрудничество в военной сфере: та самая «единая армия ЕС» в какой-либо из ее возможных форм.

Евросоюз нуждается в объединенном генштабе, совместной оборонной политике, а также дополнительных полномочиях для верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, рассказывает Юнкер. Южан глава Еврокомиссии также ожидаемо рекомендует успокаивать деньгами. Европейский фонд стратегического инвестирования, известный как «фонд Юнкера», к 2020 году планируется увеличить с 325 до 630 млрд евро. Фонд должен использоваться для привлечения новых инвестиций в экономику ЕС с помощью финансовых гарантий. Тем не менее, такая Европа все равно остается Европой «двух скоростей».

Диагноз Юнкера сегодняшнему Евросоюзу – неутешителен, рецепт лечения – радикален. Несмотря на это, глава Еврокомиссии заканчивает свое программное выступление на позитивной ноте. «Я настолько же молод, насколько молод европейский проект! – кокетливо говорит шестидесятилетний Юнкер. – Я верю в Европу!».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров