Литовские консерваторы возмутились поведением соотечественников, которые предпочли шопинг-туры в Польшу за дешёвыми продуктами празднованию Дня восстановления независимости литовского государства. Странно, что литовские консерваторы до сих пор не возмутились поведением сотен тысяч своих соотечественников, которые предпочли эмиграцию в Великобританию и Ирландию жизни в восстановившем независимость литовском государстве.
«Сегодня я на интернет-портале прочитала статью и была удивлена тем, сколько людей вчера, в День восстановления независимости, поехали за покупками в Сувалки, – заявила член политсовета партии “Союз Отечества – Христианские демократы Литвы” Ирена Дегутене. – Это автобусы, туристические автобусы. Люди так праздновали 11 марта. Существенный вопрос – почему? Неужели они не любят Литву? Или они не хотят праздновать наш великий праздник? Или им просто тяжело жить в свободной Литве? Не виновато ли в этом сегодняшнее правительство?»
Литовские СМИ, на которые ссылается Ирена Дегутене, дают ей и другим «ландсбергистам» исчерпывающий ответ, почему литовцы ездят затовариваться в Польшу вместо того, чтобы праздновать «их великий праздник».
«В очереди стояли одни литовцы – говоривших по-польски не было. Водители друг у друга спрашивали, где ещё можно купить дешёвые товары. Более опытные советовали ехать ещё 80 км в Августов, – рассказывает репортёр литовского Delfi, отправившийся с туристическим автобусом на шопинг в Польшу в день ещё одного «великого праздника» – Дня восстановления государства 16 февраля. –
Мёрзшие на улице покупатели не жалели злых слов в адрес литовской власти. Было предложение сфотографировать литовцев, которые несут покупки из польских баз, и выслать снимки президенту Дале Грибаускайте. Ведь она должна знать, как люди празднуют 16 февраля».
Так что ларчик просто открывается. У Литвы и так целых три дня независимости; праздновать все эти дни государства, восстановления государства и восстановления независимости восстановленного государства нормальному человеку просто глупо. Было бы что праздновать! И независимости у Литвы настоящей нет, и восстановленное государство литовцам не нужно, иначе бы они не улетали сотнями тысяч в Лондон.
Поэтому вместо государственных праздников у литовцев получаются лишние выходные, которые можно выгодно потратить на закупку дешёвых продуктов в Польше.
Что, со своей стороны, могут предложить избирателям литовские политики? Закупать продукты в Литве, а во всевозможные дни независимости смотреть очередные торжественные заседания Сейма, на которых Витаутас Ландсбергис в тысячный раз произносит одну и ту же праздничную речь о том, как он привёл литовский народ к свободе? Нормальный человек между Ландсбергисом и поездкой в Польшу за колбасой всегда выберет колбасу.
Возможно, упрёки профессиональных патриотов в адрес соотечественников, не чтящих «их великие праздники», были бы менее комичны, не будь цены в Литве в полтора-два раза выше польских. Но из-за перехода на евро и высокой ставки НДС получается ситуация, когда даже литовскую продукцию дешевле покупать в Польше, а не в Литве.
При этом не Польша, не Евросоюз и не «рука Москвы», а литовские власти настояли на отмене национальной валюты и введении евро. Опять же, именно литовские власти установили нынешнюю ставку НДС. И если отменить евро и вернуть лит они уже не могут, то можно хотя бы пролоббировать льготную ставку НДС на товары первой необходимости, чтобы они стоили не дороже польских.
Вместо этого литовский истеблишмент предпочитает возмущаться отсутствием патриотизма у электората, который тратит «наш великий праздник» 11 марта на то, чтобы отовариваться в Польше.
Странно, что литовские политики до сих пор не обвинили в отсутствии патриотизма те сотни тысяч своих соотечественников, которые эмигрировали из Литвы в Великобританию, Ирландию и другие богатые и сытые страны Западной и Северной Европы.
Формальное пребывание в оппозиции даёт консерваторам возможность называть вещи своими именами и честно говорить об эвакуации населения из страны. «Статистика более чем красноречива. Представьте, за четыре года эмигрировал целый город Мариямполе», – заявил новый лидер «СО-ХДЛ» Габриэлюс Ландсбергис, как-то упустивший из виду, что абсолютный рекорд эмиграции из Литвы был установлен во времена последнего правительства консерваторов во главе с Андрюсом Кубилюсом – в 2008–2012 годах.
Если копнуть более глубоко, то бегство населения из Литвы продолжается все четверть века её «второй независимости». Сальдо миграции в постсоветской Литве неизменно было отрицательным: люди преимущественно уезжали, а не приезжали.
Но если эмиграция из Литвы длится все годы существования восстановившего независимость литовского государства, то получается, что проблемы с самим этим государством? Здание литовской государственности изначально построено как-то не так, если в нём упорно не хотят жить граждане Литвы.
Равный вклад в строительство этого здания внесли обе фракции литовского правящего класса: перекрасившиеся коммунисты из партии, ныне именуемой Социал-демократической партией Литвы, и «саюдисты» во главе с дедушкой Габриэлюса – Витаутасом Ландсбергисом.
Эти две фракции в равной степени и несут ответственность за то, что здание литовской государственности получилось каким-то кривым и люди в нём жить не хотят.
Только признав свою ответственность за эмиграцию, литовские элиты смогут начать что-то делать со своей государственностью, чтобы смягчить последствия демографической катастрофы. Но пока что они в лучшем случае перекладывают вину за обезлюдение Литвы друг на друга.
Хорошо хоть, что не на простых литовцев, которые пока «виноваты» всего лишь в том, что вместо того, чтобы предаваться патриотизму, ездят в государственные праздники в Польшу за колбасой. Простые литовцы виноваты, что продукцию Rokiškio mėsinė дешевле покупать в Польше, а не в самом Рокишкисе, – с таким подходом правящего класса из Литвы ещё долго будет уезжать население, польские продукты будут вдвое дешевле литовских, а бесчисленные дни независимости будут восприниматься народом как лишний выходной.