Приход консерваторов к власти по итогам парламентских выборов в конце октября в Литве способен вывести отношения между Варшавой и Вильнюсом на новый конфронтационный уровень.
Начиная с 2014 г., с момента избрания в Польше президентом страны представителя консервативной партии «Право и справедливость» («ПиС») А. Дуды, в двусторонних отношениях наметилось заметное охлаждение. Глава польского государства сразу чётко дал понять, что не намерен мириться с отсутствием прогресса в решении комплекса застарелых проблем (отсутствие в Литве закона о нацменьшинствах, вопрос реституции, принудительная литуанизация поляков и т. д.), призвав поляков «быть готовыми к борьбе за свои земли, где соотечественники подвергаются гонениям и унижениям». Посыл главы государства стал активно воплощаться в жизнь после парламентских выборов в 2015 г., по итогам которых впервые в посткоммунистической истории страны было сформировано однопартийное правительство «ПиС».
Новые власти с ходу приступили к переформатированию внешнеполитического вектора на литовском направлении, взяв за основу программные установки прежнего президента Леха Качиньского о восстановлении справедливости в отношении утраченных территорий. В этой связи националистическая риторика действующего президента А. Дуды совсем не выглядит популистской с учётом концентрации в руках «ПиС» исполнительной и законодательной власти в стране.
На этом фоне в Польше стала набирать силу общественная организация «Реституция Кресов», образованная с целью возврата литовским полякам имущества, утраченного после передачи СССР в сентябре 1939 г. Вильнюса Литве. На тот момент литовское население в столице составляло всего несколько процентов, большая часть собственности принадлежала полякам. Затем начался обратный процесс перераспределения активов в пользу титульной нации. Многолетние попытки польской общины вернуть утраченное закончились принятием литовским правительством положения, согласно которому бывшие владельцы имущества могут получить аналогичное жильё за пределами столицы или в провинции, где его стоимость значительно ниже, чем у столичной недвижимости.
В 2015 г. под удар попали и двусторонние торгово-экономические отношения. Литва и Польша оказались на грани «молочной войны». Утратив российский рынок сбыта молочной продукции, Литва попыталась нерыночными методами с помощью государственной продовольственно-ветеринарной службы закрыть свой рынок от польских производителей молока, продемонстрировав тем самым свою неготовность к честной европейской конкуренции. Не секрет, что польские молочные продукты из импортного литовского сырья стоят в Литве дешевле, чем местные продукты, благодаря более низким издержкам на переработку и современному технологическому производству.
В итоге в Еврокомиссии Вильнюсу напомнили о единой рыночной политике в ЕС, после чего литовские власти предпочли отказаться от полномасштабной «молочной войны» со своим основным торговым партнёром – Польшей, на долю которой приходится треть всех импортно-экспортных операций страны.
Возникшая ситуация, при которой Варшава и Вильнюс оказались заложниками жёсткой конкуренции друг с другом, стала закономерным следствием проводимой этими странами внешней политики по вводу продовольственных санкций против России.
Сегодня польские власти, в связи с многолетним отсутствием подвижек и невыполнением литовскими властями многочисленных обещаний, фактически заморозили сотрудничество по ряду стратегических проектов. В августе текущего года стало известно о переносе сроков реализации совместного с Польшей проекта по строительству газопровода, который должен окончательно избавить Литву от статуса «энергетического оазиса», завершив её интеграцию в единый европейский газовый рынок. Спустя пять лет после начала реализации данного совместного проекта польская сторона вдруг пришла к заключению о невозможности его реализации в прежних параметрах. Соответственно, понадобится заново проводить проектно-изыскательские работы, утверждать и согласовывать документацию и т. д. Естественно, на всё это уйдёт дополнительное время и средства.
Неприятным сюрпризом для Литвы закончилось длившееся с 2010 г. разбирательство в Еврокомиссии (ЕК) по поводу дискриминации польской компании PKN Orlen. Поводом стала железнодорожная блокада экспортной деятельности Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода (куплен PKN Orlen в 2006 г.) в сторону латвийских портов. Литовские железные дороги (ЛЖД) в 2008 г. под предлогом неотложного ремонта просто разобрали 19 км путей на прямой ветке Мажейкяй – Ренге (Латвия), что удлинило дорогу до Вентспилса на 80 км, сведя практически на нет выгоды латвийского транзита.
Для Литвы продажа Польше неликвидного актива (РФ прекратила прокачку сырья по трубопроводу «Дружба»), да ещё вдвое дороже рыночной цены, стала сделкой века. Для Польши – перманентной головной болью и колоссальными убытками (ЛЖД так и не предоставили ранее обещанный в качестве одного из условий покупки НПЗ льготный железнодорожный тариф на грузовые перевозки). Доверие между странами было подорвано.
В итоге Польша всё-таки смогла добиться справедливости. В июле текущего года ЕК предъявила Литве ультиматум в связи со «злоупотреблением доминирующим положением»: за разбор в 2008 г. железнодорожной ветки ЛЖД должна быть реструктурирована на несколько компаний, в противном случае правительству придётся заплатить штраф в размере 10% от оборота компании (около 43 млн евро), а также восстановить ветку (ориентировочные затраты – 20 млн евро).
Определённых успехов Варшава добилась и в вопросе отстаивания прав национальных меньшинств. Как оказалось, несмотря на скандальные заявления главы Литовской Республики Д. Грибаускайте с трибуны Европарламента (в 2014 г.) об отсутствии каких-либо претензий со стороны европейских организаций по вопросу нацменьшинств, они есть и весьма серьёзные.
Комитет министров Совета Европы в своей резолюции (от 6 июля 2016 г.) в ультимативной форме потребовал от литовских властей незамедлительных действий по «разработке и принятию в тесном сотрудничестве с представителями нацменьшинств понятной правовой базы для защиты их прав, в частности в отношении языковых прав в соответствии со Ст. 10 и 11 Рамочной конвенции по защите нацменьшинств». Особую озабоченность у надзорного европейского органа вызвала текущая образовательная реформа в школах нацменьшинств, чья «чересчур поспешная реализация может негативно сказаться на качестве преподавания». В этой связи в европейском документе отмечается важность «недопущения непропорциональных перекосов в пользу преподавания на государственном языке».
Приход к власти после парламентских выборов в Литве консерваторов, на правление которых в 2009 г. пришлось ужесточение государственной политики в отношении нацменьшинств, ничего хорошего не сулит.
За время их правления (с 2008‑го по 2012 г.) был приостановлен закон о нацменьшинствах, ликвидирована специализированная государственная структура по защите прав нацменьшинств, урезано финансирование программ по сохранению и популяризации истории и культуры нацменьшинств, в том числе поддержка их печатных и электронных СМИ, принят новый закон об образовании с сокращением числа предметов и времени преподавания на языках нацменьшинств, а также существенно расширены внесудебные полномочия спецслужб.
Вполне вероятно, что одной из первых инициатив потенциального премьера, лидера консерваторов Г. Ландсбергиса, станет воплощение давней мечты его деда, патриарха и идеолога литовских христианских демократов В. Ландсбергиса, об упразднении столь ненавистной в Литве «карты поляка». Ведь в представлении литовских властей именно с помощью этого инструмента Варшава «стремится создать польские автономии на юго-востоке страны», о чём не раз в своих отчётах об угрозах национальной безопасности предупреждали местные спецслужбы.