Прибалтика — это край несбывшихся ожиданий. В разные годы в Литве, Латвии и Эстонии мечтали зажить как Скандинавия, стать «мостом» между Россией и Западом, подняться до самых высоких социальных стандартов и стать настоящими европейцами. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспомнил ожидания Прибалтики и ожидания от Прибалтики и сравнил их с прибалтийской действительностью.
Евросоюз
Когда Литва, Латвия и Эстония вступали в ЕС, их жителям обещали экономический рост, приток инвестиций, европейский уровень жизни, социальные и политические стандарты европейского образца, открытость границ и свободу работать и учиться в Европе, путешествовать по ней.
В реальности сбылось только последнее ожидание: после открытия границ из стран Балтии началась массовая эмиграция, после кризиса 2008–2009 годов превратившаяся в повальное бегство.
Экономический рост был связан с приходом в Прибалтику спекулятивного заемного капитала из Скандинавии и обернулся экономической катастрофой в 2008 году. Крупные европейские инвесторы в Литву, Латвию и Эстонию не пришли: Прибалтика превратилась в рынок сбыта европейской продукции и рынок дешевой рабочей силы.
Рывка в уровне жизни тоже не произошло: отставание от богатых стран Западной и Северной Европы оказалось непреодолимым. По всем показателям социально-экономического развития Литва, Латвия и Эстония входят в число самых бедных и отсталых стран ЕС.
На пути к европейским ценностям Прибалтика тоже недалеко ушла: Латвия с Эстонией сохранили институт негражданства и в составе Евросоюза; школы национальных меньшинств закрывают, неугодные телеканалы запрещают, а спецслужбы готовят поименные списки «пятой колонны». Европа хоть куда!
НАТО
Накануне вступления стран Балтии в НАТО международному сообществу в целом и России в особенности обещали, что интеграция в Альянс сделает Литву, Латвию и Эстонию более конструктивными и рациональными участниками международных отношений. Членство в НАТО гарантирует безопасность Прибалтики, и это приведет к улучшению ее отношения к России.
В реальности членство Прибалтики в НАТО привело к требованиям Литвы, Латвии и Эстонии увеличить иностранный воинский контингент в своих странах, создать военную инфраструктуру НАТО вблизи российских границ и отказаться ради «безопасности» Балтийского региона от базовых соглашений Североатлантического альянса с Россией.
Вступление в НАТО закрепило за Прибалтикой статус источника постоянной напряженности в международных отношениях и сделало ее русофобию достоянием всего евроатлантического сообщества.
Отношения с Россией
Со времен перестройки прибалтийские политики обещали России, миру и своему населению, что независимые Литва, Латвия и Эстония станут геополитическим «мостом» между Россией и Западом, будут способствовать интеграции России в Западный мир, выступят посредниками и наладят диалог между Москвой, США и Евросоюзом.
В реальности страны Балтии превратились в мелких провокаторов, разрушающих диалог России и Запада и ответственных за антироссийскую истерию в Европе.
Их отношения с Россией свелись к требованиям «компенсаций за оккупацию», территориальным претензиям, поддержке чеченских боевиков и антироссийской работе в бывших советских республиках.
Евро
Против введения евро выступало большинство жителей Эстонии, Латвии и Литвы. Правящие политики каждой из этих стран много раз обещали электорату, что после замены национальной валюты общеевропейской цены не вырастут.
В реальности цены выросли и в Литве, и в Латвии, и в Эстонии. Спустя несколько месяцев после введения евро цены на продовольствие и другие товары первой необходимости в Латвии подскочили на 20%.
А в Литве после введения евро приобрели массовый характер поездки за покупками в Польшу, продовольствие и другие товары в которой стоят в полтора-два раза дешевле, чем в Литовской Республике.
Санкции
Когда прибалтийские власти добивались санкций против России, они убеждали население своих стран, что санкции никак не скажутся на экономиках Литвы, Латвии и Эстонии, зато экономику России поставят на колени и заставят Кремль стать более сговорчивым во внешней политике.
В реальности страны Балтии оказались самыми пострадавшими от санкций против России странами Евросоюза, и это в конце концов признали сами прибалтийские лидеры.
Прибалтийские грузовые порты потеряли пятую часть грузооборота, транзитная отрасль пришла в упадок, мясомолочная продукция лишилась доступа на российский рынок, строительный сектор остался без российских инвесторов в прибалтийскую недвижимость.
Из Юрмалы ушли все российские фестивали — вот далеко не полный список последствий санкционной эпопеи для Прибалтики.
Десоветизация
После выхода из состава СССР Прибалтийские республики задались целью полностью избавиться от «наследия оккупации», изжить из себя «проклятое» советское прошлое, забыть 50 советских лет и стать настоящими европейскими странами.
В реальности в странах Балтии остались у власти старые партийно-комсомольские кадры, законсервировавшие в них худшие советские практики.
В «европейской» Прибалтике действует идеологическая цензура, там запрещают неудобные книги, отключают неугодные телеканалы, преследуют по политическим мотивам инакомыслящих.
Десоветизация в Литве, Латвии и Эстонии ограничилась сносом памятников Ленину, запретом советской символики и разрушением советских заводов. Прибалтика может выйти из Советского Союза, но Советский Союз из головы Дали Грибаускайте и ей подобных прибалтийских руководителей выйти не может.
Независимость
Во время «поющих революций» лидеры «Саюдиса» и «Народных фронтов» убеждали жителей Литвы, Латвии и Эстонии, что если выйти из СССР, восстановить независимость и избавиться от последствий «советской оккупации», то литовцы, латыши и эстонцы заживут как датчане, шведы и финны — войдут в число самых богатых, сытых и благоденствующих народов Европы.
В реальности чем больше проходит времени после распада СССР, тем более заметным становится отставание Прибалтики от Северной Европы. Последствий «оккупации», не давшей, по мнению местных националистов, латышам и литовцам оказаться на одном уровне со шведами и датчанами, за четверть века политики десоветизации, видимо, становится только больше, потому что разрыв между Скандинавией и Прибалтикой не сокращается, а увеличивается.
По развитию экономики, демографическому росту, социальной защите населения советские Литва, Латвия и Эстония были ближе к Скандинавии, чем сегодняшние. Норвегия и Швеция занимают первые места в Европе по подушевому ВВП и лидируют в ЕС по увеличению рождаемости.
Латвия и Литва по благосостоянию населения в ЕС являются первыми с конца, а в связи с сокращением населения входят в число мировых лидеров по вымиранию — таков итог обретенной ими «второй независимости».