Национальный совет по электронным СМИ по заданию Латвийского телевидения подготовил концепцию нового государственного телевизионного канала на русском языке и предоставил её министерству культуры для получения соответствующего финансирования. В данной концепции указано, каким будет новый ТВ канал, что на нём будут за программы и каким планируется сделать его содержание для привлечения целевой аудитории. Дело осталось за малым — заставить смотреть этот канал самих русскоязычных латвийцев.
По данным Центра исследований SKDS, тремя телевизионными каналами, которые больше всего смотрят русскоязычные жители Латвии, являются: аналог российского Первого канала — Первый Балтийский канал (56%), местный русский канал TV5 (48%) и государственный канал LTV7 (30%), пока ещё значительно уступающий по популярности первым двум. Латыши же преимущественно смотрят другие телевизионные каналы, вещающие на государственнном языке: LTV1 (64%). LNT (61%) и TV3 (50%). Эти телеканалы по-разному освещают многие актуальнее события, происходящие как в Латвии, так и в мире, что формирует ещё одну линию раскола между латышами и русскими жителями страны.
Поэтому создатели концепции нового «русского ТВ» даже не пытаются скрывать, что задачей нового канала является желание отгородить местных русских от просмотра российских СМИ.
Как указано в концепции: «Цель программы — с помощью латвийской стратегической коммуникации (ценностей, нарративов, тем, повествований) достучаться до аудитории, которая преимущественно живёт в создаваемом российским телевидением информационном пространстве». Данный канал планирует «привлекательным способом предоставлять им информационную альтернативу и в то же время создавать платформу для коммуникации с этой целевой аудиторией — жителями Латвии с родным или в основном используемом в семье русским языком, которые отдают предпочтение в использовании СМИ на русском языке, но ориентируются на жизнь в Латвии». Кроме того, задачей нового канала является: «Способствование критическому мышлению, а также чувству принадлежности к Латвии и европейским демократическим ценностям».
Данный канал будет показывать новости, актуальную информацию и аналитику, а также информационно-развлекательные передачи, развлекательные шоу, фильмы, сериалы и передачи для детей. Также концепцией предусматривается создание не только ТВ канала, но и развитие интернет платформы в социальных сетях и бóльшее наполнение русскоязычного раздела портала общественных СМИ Lsm.lv, а непосредственную основу содержания нового канала должны составить:
· нынешние, показываемые латвийским телевидением новостные и информационно-документальные передачи на русском языке, которые будут расширены;
· заказанное независимым продюсерам, а также местным/региональным латгальским электронным СМИ содержание в жанрах информационно-документальных, развлекательных и детских передач;
· адаптированное содержание из программ LTV1 на латышском языке и из архивов;
· закупленные у европейских общественных СМИ и адаптированные под местную специфику передачи, основанные на европейских ценностях (в основном в документальном и развлекательном жанре);
· закупленное, неидеологизированное содержание на русском языке из Украины и других мест (преимущественно в развлекательном жанре);
· создаваемые в сотрудничестве с Латвийским Радио 4 проекты.
В теории всё это звучит очень хорошо, однако возникают вопросы, а будут ли местные русскоязычные жители Латвии это смотреть? Судя по первоначально озвученным суммам, которые планируется потрать на развитие этого канала, можно предположить, что создать качественную развлекательную программу, способную потягаться за внимание зрителей со своими российскими аналогами, будет непросто. В то же время и закупочный контент будет уже не первой свежести — в лучшем случае трёх или даже пятилетней давности. Большая часть целевой аудитории эти передачи уже давно видело по российским или украинским каналам, которые доступны зрителям кабельных и спутниковых сетей — то есть значительную часть развлекательных программ русскоязычные зрители нового канала смотреть не будут, и все потраченные на них средства можно считать выброшенными на ветер.
Единственное, чем может привлечь новый телеканал свою аудиторию — качественными аналитическими и дискуссионными передачами, в которых будут говорить об актуальных проблемах русскоязычных жителей Латвии. Проблемы же эти хорошо известны: массовое безгражданство, дискриминация в сфере языка, закрытие русских школ, а также отчуждение русскоязычного населения от управления страной. На эти передачи должны приглашаться не только популярные в русской среде правозащитники и общественные деятели, но также и латышские политики, открыто заявляющие о нелояльности значительной части населения Латвии.
Для того, чтобы завоевать доверие русскоязычных жителей страны с ними нужно разговаривать на их родном языке, вежливо пытаясь понять их точку зрения, а не выказывать им презрение, как это делалось более двадцати лет со стороны правящего истеблишмента.
В то же время, зная, как относится большинство латышской элиты к русским Латвии, слабо верится, что они быстро поменяют свою точку зрения. Поэтому, скорее всего, выпускаемые на новом канале аналитические передачи ничем не будут отличаться от тех, что уже есть на ПБК или TV5, а значит, русскоязычный зритель однозначно останется лояльным тем каналам, которые он смотрит в данный момент, ведь никакой новой и актуальной для себя информации на новом «русском ТВ» он не увидит, а слушать поучающие речи правящих политиков ему определённо будет не интересно.
Разнообразная и альтернативная информация о том, что происходит в Латвии и в мире, нужна и русскоязычным, и латышам. Значительное количество представителей обеих групп просто не знают, что по многим вопросам думает другая часть населения. Поэтому новый телеканал был бы нужен, чтобы помочь развеять некоторые негативные стереотипы, царящие как среди русскоязычных, так и среди латышей. В то же время, момент для этого был упущен очень давно, когда в первой половине 90-х годов государство под различными формальными предлогами стало закрывать многие частные русские телеканалы и ограничивать вещание популярных российских каналов, рассчитывая, что русскоязычные зрители будут смотреть латышское ТВ. Однако этого не произошло — люди начали массово переходить на кабельное или спутниковое телевидение, которое в данный момент предлагает огромное количество самых разных телеканалов на любой вкус, а местное латвийское ТВ им не интересно. Поэтому в том, что русскоязычные жители страны не смотрят латвийские госканалы, виновато лишь само государство, отвернувшееся от них, а теперь желающее развить у этой группы «чувство принадлежности к Латвии». К сожалению, поезд ушёл и догнать его теперь будет очень непросто.