×
Политика Политика

Чего ждать Литве и миру от возвращения «ландсбергистов»?

Источник изображения: dcdn.lt

По итогам парламентских выборов 9 октября наиболее вероятным политическим сценарием для Литвы является возвращение к власти партии консерваторов. Новый приход в правительство «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы» чреват возобновлением конфронтации с Польшей и литовскими поляками, углублением конфронтации с Беларусью из-за Островецкой АЭС, дальнейшим ухудшением отношений Вильнюса с Москвой и очередным обострением мессианских амбиций Литвы на постсоветском пространстве. Экономика и социальная сфера литовских консерваторов традиционно будут интересовать по остаточному принципу – последние ресурсы и силы слабеющей Литвы «ландсбергисты» в очередной раз бросят на геополитические игры.

Предыдущее правительство консерваторов во главе с Андрюсом Кубилюсом рассорило Литву с тремя её соседями из четырёх. Уникальным вкладом «ландсбергистов» в литовскую дипломатию стал конфликт Вильнюса и Варшавы: польско-литовские отношения в 2010–2012 годах эксперты называли худшими межгосударственными отношениями между двумя странами – членами НАТО и ЕС.

Андрюс Кубилюс

Форсированная литуанизация консерваторами литовских поляков с запретами писать польские имена на польский же манер, снятием двуязычных табличек с названиями улиц и населённых пунктов в местах компактного проживания польского населения, ликвидацией польских школ и драконовскими штрафами против поляков, не желающих становиться литовцами, едва не поставила Польшу и Литву на грань разрыва дипломатических отношений. Дело дошло до осквернения в Вильнюсе могилы маршала Пилсудского и его матери, заявлений главы литовского МИД о том, что полякам, которые учат польский в Литве, самое место на стройке, и предложения забрать у Литвы обратно Виленский край от посла Польши в Литве.

Фанатичная активность «ландсбергистов» по части литуанизации поляков уничтожила стратегический союз Польши и Литвы, который до тех пор полагался естественным и само собой разумеющимся явлением, но который после четырёх лет правления консерваторов так и не был восстановлен.

Приход к власти «СО-ХДЛ» в 2008 году совпал с очередной оттепелью в отношениях Запада с Минском. Официальный Вильнюс в этой ситуации мгновенно сделал боевую стойку и принялся за «демократизацию» Беларуси, в одно и то же время навязываясь президенту Лукашенко в качестве «адвоката» и посредника, готового наладить белорусскому руководству связь с США и Евросоюзом, и проводя тренинги по ненасильственному сопротивлению для уличной оппозиции, планировавшей «цветную революцию» в Беларуси.

Лукашенко Александр

Закончилась активность «ландсбергистов» на белорусском направлении массовыми беспорядками, попыткой государственного переворота в Минске в ночь после президентских выборов 2010 года и организацией с литовской территории «плюшевого десанта» в 2011 году. Дело тоже вполне могло закончиться разрывом дипломатических отношений Минска и Вильнюса (со Швецией, также участвовавшей в подготовке «плюшевого десанта», Беларусь дипотношения разорвала), не будь белорусская сторона заинтересована в транзите своих грузов через Клайпеду. Однако политический диалог стран-соседок на правительстве Кубилюса прервался и до сих пор не возобновился.

В отношениях с Россией литовские консерваторы заморозили все проекты развития отношений с Калининградской областью и предпочли политике добрососедства и приграничному сотрудничеству открытую конфронтацию с Москвой. Последняя включала в себя вильнюсские встречи «ландсбергистов» с российской несистемной оппозицией, принятие эстафеты у экс-президента Адамкуса по поддержке в Грузии режима Саакашвили и увлечение программой «Восточного партнёрства» ЕС, которой лучшие умы партии консерваторов придали характер военно-оборонительного союза постсоветских республик против России.

Саакашвили Михаил

Повестка председательства Литвы в Европейском союзе была сформирована «Союзом Отечества – Христианскими демократами Литвы», и внешнеполитическая линия, которую последние четыре года проводила президент Даля Грибаускайте, была линией консерваторов.

Вероятное возвращение «ландсбергистов» в правительство по итогам октябрьских выборов в Сейм Литвы означает потерю литовской внешней политикой последних сдерживающих центров.

Проигравшие эти выборы социал-демократы, по крайней мере, не проявляли инициативы в деле разрушения отношений Литвы с соседями, предпочитая покорно плестись в фарватере внешнеполитического курса площади Дауканто. В первые месяцы своего правления социал-демократы даже попытались было возобновить стратегическое партнёрство с Варшавой, приняв в коалицию «Избирательную акцию поляков Литвы» и сделав её представителя министром энергетики. Но и после того, как эта робкая попытка провалились, команда Альгирдаса Буткявичюса не предпринимала инициатив по эскалации польско-литовского конфликта: не пыталась улучшить отношения, но и не ухудшала их.

Сейм Литвы

Консерваторы так действовать не будут. Литва объективно заинтересована в сотрудничестве с Польшей, но в действиях «СО-ХДЛ» на международной арене нет места объективности и рациональному подходу. «Ландсбергисты» являются носителями литовского виктимного национализма, согласно которому несчастные литовцы веками страдали под гнётом сразу двух империй: большой (России) и малой (Польши).

Действия правительства консерваторов в отношении Польши и литовских поляков в силу этого мировоззрения являются историческим реваншизмом и ничем иным. Наследникам dedule Ландсбергиса нет и не будет дела до рационально понимаемых национальных интересов Литвы – они будут заниматься сведением старых счётов с бывшими панами.

Ещё большего обострения следует ожидать на белорусском направлении. Главным пунктом предвыборной программы «Союза Отечества» на этих выборах была борьба со строительством Островецкой АЭС. Если есть среди предвыборных обещаний консерваторов такое, которое они непременно выполнят, то это именно борьба с белорусской атомной программой. Потому что это обещание тоже идеально соответствует мировоззрению «СО-ХДЛ».

Островецкая АЭС
Разумеется, партия дома Ландсбергисов не смирится с видимым с башни Гедиминаса невооружённым глазом доказательством того, что «отсталая совковая» Беларусь развивается и растёт, а «прогрессивная европейская» Литва деградирует и дряхлеет.

Поэтому при соединении усилий президента Грибаускайте и правительства консерваторов усилия Литвы по борьбе с Белорусской АЭС будут утроены. Не сможет политическая сила, исповедующая в качестве мировоззрения архаику, смириться с тем, что где-то за пределами евроатлантического мира в Восточной Европе пробивается модерн.

Зато, прогнозируя будущее отношений Литвы и России в случае возвращения в правительства консерваторов, можно позволить себе сдержанный оптимизм. Хуже, чем они были в последние годы благодаря Дале Грибаускайте, литовско-российские отношения уже быть не могут. Хуже – это только военная агрессия России против Литвы либо попытка Литвы отрезать от России Калининградскую область. Первое России сто лет не нужно, а на второе без прямой санкции Вашингтона не пойдут даже «ландсбергисты».

Грибаускайте Даля

Поэтому литовско-российские отношения будут и дальше лежать на том дне кризиса, на котором лежат последние годы. Консерваторы и дальше будут устраивать в Вильнюсе форумы политэмигрантов, именующих себя российской оппозицией, и играть против Москвы в геополитические игры на постсоветском пространстве.

Всем этим официальный Вильнюс и так уже занимается: выделяет гранты украинским партиям – олигархическим проектам на «развитие демократии», переманивает к себе с Украины крымско-татарский телеканал, а бывший лидер «СО-ХДЛ» Андрюс Кубилюс подвизается в Киеве «советником по реформам» при президенте Петре Порошенко. Просто при возвращении в литовское правительство консерваторов эти процессы пройдут ещё быстрее.

Вильнюс выделяет гранты украинским партиям
До чего «ландсбергистам» во власти точно не будет дела, так это до самой Литвы и её жителей: Литва для них не более чем опорный пункт, а её население – горючее топливо для реализации их мессианских геополитических планов в бывших советских республиках.

Аксиома о национализме как идеологическом фундаменте «СО-ХДЛ» в этой связи требует уточнения. Классический национализм – это идеология, в основе которой лежит представление о ценности нации как высшей формы общественного единства, а высшим приоритетом государственной политики считается поддержка нации, её развитие и умножение. Однако национализм «ландсбергистов» – довольно специфическое явление.

На уровне риторики литовские консерваторы – типичные восточноевропейские националисты. В вопросах притеснения национальных меньшинств – поляков и русских – тоже. В вопросах застарелых обид и претензий к соседям, а также исторического мифотворчества – тем более.

Союза Отечества – Христианских демократов Литвы
Однако при всём при этом до литовской нации (хоть в гражданском, хоть в этническом её понимании) «ландсбергистам» нет никакого дела.

Наследники «Саюдиса» занимаются тем, что несут благую весть Востоку и распространяют на Украину, Беларусь и прочих лучи евроатлантического влияния, а до собственного населения им при этом нет никакого дела.

Это при правительстве Кубилюса расцвела пышным цветом практика решать любые социально-экономические проблемы Литвы выдавливанием в эмиграцию безработных «лишних» литовцев. Правильно, чего они путаются под ногами, когда границы открыты и в Ирландии зарплаты в пять раз больше наших? Только отвлекают нас от «Восточного партнёрства», «сдерживания России» и других жизненно важных вещей.

Настоящие националисты в той катастрофической ситуации, в которой сегодня находится литовская нация, кричали бы на весь мир о её спасении. Однако литовские власти (и левые социал-демократы, и правые консерваторы) упорно пускают западным союзникам пыль в глаза рассказами об «истории успеха» Литвы и вместо денег на программы по реэмиграции соотечественников, поддержку литовской культуры и языка в иммигрантских диаспорах, возрождение в Литве экономики и создание рабочих мест, которые могли бы задержать в стране уезжающих, добиваются продолжения поддержки «европейского выбора» Украины.

Эмиграция, Литва

Украина «ландсбергистам» важнее граждан Литвы и конкретно литовцев. Вырывание Украины из российской сферы влияния – это важно и жизненно необходимо, а литовцы – это так, расходный материал.

Поэтому новый приход к власти команды dedule Ландсбергиса опасен в первую очередь для самой Литвы, а не для её соседей по региону.

Для этих соседей дипломатия «ландсбергистов» обернётся не более чем головной болью и хроническим раздражением из-за невменяемости Вильнюса. Реальной опасности она не представляет, потому что у Литвы нет серьёзных ресурсов, чтобы нанести своей внешней политикой значительный вред международным отношениям в своём регионе.

Единственный раз, когда у Вильнюса был такой ресурс, – это 2013 год, когда литовская дипломатия получила в качестве инструмента своей внешней политики институт председательства в ЕС и программу «Восточного партнёрства». Больше страной-председателем ЕС Литва уже не будет, а к взаимодействию Евросоюза с Украиной и другими участниками «Восточного партнёрства» после всего, что произошло после Вильнюсского саммита, брюссельские чиновники Литву даже близко не подпустят.

Вильнюсский саммит 2013
Поэтому реальный удел консерваторов в случае их возвращения в правительство – это подрывать силы и без того дряхлеющей и умирающей Литвы своими геополитическими амбициями и международными авантюрами.

Для России, против которой эти авантюры будут направлены, действия «ландсбергистов» будут всего лишь досадной помехой. Реальный вред от них будет только для самой Литвы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров