Президент Литвы Даля Грибаускайте отказалась разговаривать с российскими журналистами, публично их проигнорировав и попросту сбежав от съёмочной группы телеканала «Россия». Никто из других участников Варшавского саммита НАТО, включая самых антироссийских политических деятелей, общения с россиянами не испугался. Уже не первым своим отказом от не согласованного и не отрепетированного заранее общения с прессой Грибаускайте в очередной раз подтвердила, что она несостоятельна как политик и неспособна к честному, «живому» и откровенному разговору.
Год назад Даля Грибаускайте уже закатила скандал, связанный со страхом разговаривать с журналистами «без бумажки», когда отказалась отвечать на несогласованные вопросы латвийского телевидения. Тот скандал не имел никакого отношения к Путину, «сдерживанию России» и «русской пропаганде». Ведущий главного государственного телеканала Латвии LTV1 Гундарс Редерс поинтересовался у президента Литвы, как она относится к легализации однополых браков в своей стране. Грибаускайте в ответ и заявила, что не намерена отвечать на вопросы, которые ей не были представлены заранее.
Гундарс Редерс попытался было настаивать на своём вопросе, но Её Превосходительство, нервно оглянувшись и бегая глазами по помещению, поспешно заявила, что этот вопрос они не согласовывали, она будет отвечать только на те вопросы, которые они с латвийским телевидением согласовали заранее, и вообще разговор закончен.
Журналист LTV1 пытался спасти положение, задав вопрос об обрушении крыши супермаркета Maxima в Риге, но, увы, и этот вопрос не был согласован – разволновавшаяся г-жа президент заявила, что не готовилась на него отвечать и потребовала вырезать из интервью несогласованную часть беседы. Отчаявшийся телеведущий предпринял последнюю отчаянную попытку спасти ситуацию, попросив Далю Грибаускайте назвать пять лучших баскетбольных команд Литвы. Боги мои, боги! И этот вопрос не был согласован: «Я не могу заканчивать интервью такими вопросами, мы закончили», – заявила глава Литовской Республики, встала и ушла.
Скандал вокруг «несогласованного» разговора вышел знатный. Особенно латвийских журналистов возмутило требование президента соседней европейской и демократической страны вырезать неудобную для неё часть беседы. «Если мы начнем вырезать всё, что нас просят, то это будет не журналистика, это будет пиар», – заявила представительница LTV1. «Бедная Грибаускайте, она может отвечать только на заранее согласованные вопросы», – пожалела президента Литвы сотрудница латвийского националистического издания Ir, а экс-руководитель пресс-службы представительства Еврокомиссии в Латвии категорически заявила, что «журналистам не нужно согласовывать вопросы, даже уточнение тем – это жест доброй воли».
Отметим, что тот скандал имел исключительно внутренний, даже, можно сказать, «внутрисемейный» характер – развивался между двумя «прибалтийскими сёстрами». Путин, «гибридная агрессия» и «российская пропаганда» не имели к этому скандалу никакого отношения, а журналист государственного латвийского скандала до последнего старался его избежать.
Поэтому заведомо смешны нынешние попытки литовской официальной пропаганды объяснить последний скандал на Варшавском саммите НАТО с отказом Грибаускайте общаться со съёмочной группой телеканала «Россия» какой-то политической демонстрацией.
Даля Поликарповна не устраивала никаких политических демонстраций против «русской пропаганды»: она попросту струсила, увидев российских журналистов, которые сейчас начнут задавать ей неудобные и несогласованные вопросы и просить её объяснить свою антироссийскую позицию, и поспешила с возгласом «Россия? Нет, нет!» от них убежать.
Никто из участников саммита НАТО, кроме Дали Грибаускайте, от общения с российскими журналистами не отказывался. Никто, включая таких же, как президент Литвы, профессиональных русофобов. На вопросы той самой съёмочной группы телеканала «Россия», от которой убежала Грибаускайте, ответили два самых одиозных в своей антироссийской риторике представителя правящей элиты Польши: глава МИД Витольд Ващиковский и министр обороны Антоний Мацеревич. Российские СМИ без проблем получили возможность задать вопрос на пресс-конференции президента Польши Анджея Дуды. С журналистами из России свободно общались генсек НАТО Йенс Столтенберг и лидеры многих стран Североатлантического альянса. И только Грибаускайте не смогла.
После этого (уже не первого) случая демонстрации Далей Поликарповной своей полной политической несостоятельности становится окончательно очевидной нелепость попыток представить президента Литвы как выдающегося политического деятеля и некое уникальное явление в международной политике. Мол, все западные лидеры прячут голову в песок и боятся говорить о действиях России всю правду. И только литовская «железная леди» не боится называть вещи своими именами: то сравнит Путина с Гитлером, то обзовёт его параноиком, то объявит Россию террористическим государством.
Оказалось, что всё её дипломатическое хамство – это даже не хабальство склочной советской тётки, коей Грибаускайте по своей сути является: Даля Поликарповна просто читает по бумажке то, что ей написали, и до ужаса боится, что однажды ей придётся отстаивать свою точку зрения в «живом», «несогласованном» разговоре.
В 1987 году настоящая «железная леди», премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, нанесла исторический визит в Советский Союз. В Москве Тэтчер не только встретилась с Горбачёвым, посетила советский универмаг и пообщалась с москвичами в одном из спальных районов столицы, но и дала вошедшее в историю журналистики интервью Центральному телевидению. В том легендарном интервью «железная леди» в прямом эфире около часа отвечала на вопросы «мэтров» советской международной журналистики, с неизменно вежливой и чуточку ироничной улыбкой парируя их самые острые, провокационные и жёсткие выпады. Спустя десятилетия матёрые политобозреватели «Правды» и «РИА Новости» признавались, что за время разговора с британским премьером с них семь потов сошло, – такую трёпку им задала баронесса.
Интервью Маргарет Тэтчер Центральному телевидению смотрела вся страна: после него «железная леди» стала в Советском Союзе суперзвездой. При этом по отношению к СССР Тэтчер занимала примерно такую же позицию, как сегодня Грибаускайте по отношению к России, и в том же интервью не упустила возможности перечислить недостатки советского строя, заткнув рот советскому журналисту, заикнувшемуся было, что у социализма есть свои преимущества, вежливым вопросом, о каких преимуществах он говорит.
Однако интеллект и масштаб личности Тэтчер вызвали такое невольное уважение и даже восхищение, что советское общество простило ей даже антисоветскую позицию. То интервью действительно стало легендарным: Тэтчер не побоялась поединка в прямом эфире с «зубрами» советской пропагандистской машины и одержала над ними победу на их территории.
Можно сегодня представить Далю Грибаускайте в эфире российского Первого канала? Грибаускайте в студии Владимира Соловьёва? Грибаускайте как эксклюзивного участника политического ток-шоу на НТВ или любом другом из запрещавшихся в Литве российских телеканалов? Нет. И не потому, что президент Литвы принципиально не хочет иметь дело с «русской пропагандой», а потому, что она не железная и не леди – ей даже несогласованный комментарий съёмочной группе дать страшно.
Очередным скандалом из-за страха свободного и честного общения с прессой Даля Грибаускайте в очередной раз доказала, что она вообще не политик и никакого значения в международных делах её громкие выступления не имеют, потому что всем партнёрам Литвы на международной арене после непродолжительного общения становится ясен уровень личности presidente.
Президент США Джордж Буш – младший продолжил пресс-конференцию с арабскими журналистами после того, как египетский репортёр швырял в него ботинками. Президент России Владимир Путин, названный на днях Грибаускайте параноиком, на традиционной большой пресс-конференции дал слово украинскому журналисту с надписью «Укроп» на майке и как ни в чём не бывало ответил на его вопрос о «карательной операции, которую Вы устроили на востоке нашей страны».
Можно как угодно относиться к этим людям, но все они – Владимир Путин, Маргарет Тэтчер, Джордж Буш – это политические деятели. А Даля Грибаускайте – это просто кукла. Марионетка, которая читает по бумажке то, что ей написали люди, дёргающие за ниточки, и очень боится, что однажды из-за несогласованных вопросов в свободном общении с журналистами её политическая несостоятельность всем станет видна.