Американская администрация демонстрирует, что ради нормализации отношений с Россией она готова решать украинский вопрос, причем не в пользу Украины. Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в Вашингтоне с президентом США Дональдом Трампом и госсекретарем Рексом Тиллерсоном. На следующий день после Лаврова Трамп с Тиллерсоном встретились с главой МИД Украины Павлом Климкиным. Прием Климкина в Белом доме после Лаврова и обсуждение США и Россией украинской темы без представителя Украины вызвали возмущение в Киеве.
В распространенном по итогам переговоров Лаврова с Трампом и Тиллерсоном заявлении Белого дома подчеркивается, что президент США выразил желание улучшить российско-американские отношения. В связи с этим Трамп первым завел речь об Украине и заявил об ответственности России за полное выполнение Минских соглашений.
Казалось бы, позитивное для Киева заявление. Однако в Киеве новостям из Белого дома не обрадовались. Дело в том, что одновременно с Лавровым в Вашингтоне находился глава МИД Украины Павел Климкин, но Трамп взялся обсуждать с российским министром Украину без него.
Украинский министр был принят президентом США на следующий день после Лаврова — уже после «сверки часов» с главой МИД России по украинской проблеме. В отличие от переговоров с Лавровым, встречу Климкина с Трампом и Тиллерсоном сложно назвать переговорами: очередной американский вассал простоял в длинной очереди на прием в Белом доме, после чего его всё-таки приняли и поставили в известность о достигнутых с Россией соглашениях «по вашему вопросу».
Контраст между приемом Лаврова и Климкина иллюстрируют опубликованные фото двух встреч. На фото с Лавровым Трамп радушно пожимает ему руку, при этом стоит рядом с ним. На аналогичном фото с Климкиным Трамп даже не соизволил встать, а украинский дипломат будто фотографируется на фоне американского президента, преклонив колени.
В Киеве снова пошли тревожные разговоры про «зраду»: дескать, Трамп готов «слить» Украину ради нормализации отношений с Кремлем.
«Вашингтон показал, что для него прямой диалог с Москвой не только более важен, чем с Украиной, но и показал, что они готовы вести диалог с Кремлем без Украины», — заявил бывший спикер украинского МИД Олег Волошин. По его мнению, чтобы продемонстрировать миру, кто союзник Америки, а кто оппонент, госсекретарь Тиллерсон должен был сначала встретиться с Климкиным, а потом уже с Лавровым.
«Сегодня же, когда Климкин находится в том же здании Госдепа, Тиллерсон проводит переговоры с Лавровым. Невольно приходит в голову аналогия, как во время Мюнхенской конференции 38 чехам предложили посидеть в коридоре, пока великие державы договорятся о судьбе их страны. Всё это говорит о падении уважения к Украине в мире из-за того беспорядка, который творится в стране», — возмущается экс-дипломат.
Официальный Киев делает хорошую мину при плохой игре, заявляя, что на переговорах Климкина с Трампом речь шла о «продолжении поддержки Украины Вашингтоном». Эту информацию подтверждает и американская сторона: Трамп «подтвердил поддержку Украины со стороны США и его желание работать с нашими украинскими партнерами для мирного урегулирования конфликта», говорится в сообщении пресс-службы Белого дома.
Тем не менее возмущение украинского политикума подробностями приема Климкина в Вашингтоне прорывается в публичное пространство.
«Ведь в то же время, когда Лавров встречается с Трампом и Тиллерсоном, в Вашингтоне пребывает украинский министр иностранных дел. Что он там делает? Для чего он там находится? Это просто издевательство над нами, всеми рациональными людьми, — заявил бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. — Что, значит, министр суверенной независимой Украины, которая играет значительную роль в международных отношениях, будет ждать завершения переговоров? Это позор. Такого никогда не было за всю историю наших дипломатических отношений с Соединенными Штатами».
Еще больше ощущение надвигающейся «зрады» в Киеве усилила информация о том, что после Лаврова и перед Климкиным Дональд Трамп встретился с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером. Патриарх американской политики и дипломатии известен в истории международных отношений в первую очередь тем, что стал архитектором «разрядки» в отношениях Советского Союза и США и обеспечил Америке сближение с Китаем — опыт, который, по мнению ряда американских экспертов, сегодня особо востребован Дональдом Трампом.
Кроме того, для вашингтонской элиты Генри Киссинджер — главный связник и неформальный переговорщик с Кремлем. Бывший госсекретарь много раз встречался с Владимиром Путиным, а в последние месяцы выступал за «крепкую мужскую дружбу» Путина с Трампом.
Решение украинской проблемы Киссинджеру видится в том, что Украина должна соединять Россию и Запад, а не быть частью «буферной зоны», раскалывающей Европейский континент на ЕС и Россию. «Украину нужно встроить в структуру европейской и международной архитектуры безопасности так, чтобы она служила мостом между Россией и Западом, а не форпостом одной из сторон», — писал в прошлом году в National interest бывший госсекретарь США.
Для правящих украинских элит, поставивших на интеграцию в Западный мир по прибалтийской модели, то есть в качестве профессиональных поставщиков русофобии и строителей «санитарных кордонов», отделяющих «цивилизованный мир» от «нового Мордора», принятие американской дипломатией такого подхода по отношению к Украине смерти подобно.
Поэтому встреча Трампа с Киссинджером после встречи с министром иностранных дел России и до встречи с министром иностранных дел Украины для Киева — та самая «зрада». Стремление американской администрации нормализовать отношения с Россией — уже «зрада». Ведь оскорбительна сама мотивация, с которой Вашингтон выражает готовность заниматься Украиной.
Не ради подтверждения «европейского выбора молодой украинской демократии». Не ради «сдерживания имперских амбиций Москвы». Не ради поддержки своих союзников в Европе. Не ради защиты общечеловеческих ценностей и прав человека.
Администрация Трампа хочет решить украинский вопрос, чтобы устранить с дороги препятствие, мешающее сближению Соединенных Штатов с Россией.
Украинская власть слишком увлеклась пресловутой формулой Бжезинского: «Россия с Украиной — всегда империя, Россия без Украины — всегда нет», — и переоценила свою значимость для Америки. Россия для США важнее Украины. Украина — производная от российско-американских отношений.
Поэтому до бесконечности впрягаться за Украину Вашингтон не будет. Это не значит, что он ее непременно «кинет» и «сольет». Просто наивно думать, что украинские интересы для американской администрации будут важнее американских.
Дональд Трамп неоднократно говорил, что Америка заинтересована в хороших отношениях с Россией.
Не только Украине, но и другим беззаветно преданным хозяину американским сателлитам, профессионально занимающимся антироссийской политикой, пора наконец делать вывод из этих слов и менять специализацию на международной арене.
Или не удивляться потом, что в один прекрасный день американцы от их криков про «русскую угрозу» просто отмахнутся и наладят сотрудничество с Кремлем за их спиной.