Прибалтийские эксперты дошли до предположений, что выходом из демографической катастрофы балтийских стран станет миграция в Прибалтику жителей тропической Африки. Подобные заявления означают демографическую капитуляцию: в Прибалтике признают, что литовский, латышский и эстонский народы уже не спасти от исчезновения, и остановить рекордную депопуляцию стран Балтии в будущем можно будет только за счет инородцев.
Новости об удручающей демографической ситуации в Литве, Латвии и Эстонии приходят из Прибалтики аккуратно, регулярно и гарантированно. Недели не проходит, чтобы не появилось новых фактов и цифр, демонстрирующих масштабы демографического кризиса, поразившего страны Балтии.
Из Латвии на этой неделе сообщили, что количество молодежи в стране за десять лет сократилось вдвое. В 2009 году в Латвии проживало 238 тысяч молодых людей, сегодня осталось 122 тысячи.
«Если в 2009 году доля молодежи составляла 11%, то сейчас всего 6,4% населения Латвии, и это второй самый низкий показатель в Евросоюзе», — говорит заместитель директора департамента социальной политики Центрального статистического управления Латвии (ЦСУ) Байба Зукула.
По данным того же ЦСУ, показатель рождаемости среди молодежи по сравнению с «оккупационными» 1980-ми годами в Латвийской ССР снизился втрое, причем почти две трети детей рождаются вне брака, что говорит как о кризисе семьи, так и о прекращении естественного воспроизводства нации.
Такие же безрадостные тенденции царят и в Литве. В прошлом месяце из этой страны уехало 4 248 человек — рекордный показатель за последние годы. Население республики уже официально меньше 2,8 миллиона человек, а сколько сотен тысяч тех, кто не декларирует свой отъезд?
Все три страны Балтии относятся к стареющим государствам, в которых каждый четвертый — пенсионного или предпенсионного возраста. Они входят в число европейских лидеров по показателям смертности; по прогнозу ООН, к концу века в них останется менее миллиона жителей.
Замолчать демографическую катастрофу невозможно, поэтому в Прибалтике все время организуются брифинги, конференции и круглые столы, на которых местные политики и эксперты решают, что делать с беспрецедентной убылью населения. Среди идей высказываются и довольно нетривиальные.
В Литве, например, некоторые надеются, что демографическую брешь заполнят выходцы из тропической Африки, которые к середине столетия миллионными толпами побегут в Европу от нехватки воды и глобального потепления.
«Литва — не изолированная страна, и, скорее всего, нас будет больше, может, даже больше, чем сейчас. Конечно, другой вопрос, какая часть жителей будет гражданами Литвы, но, я думаю, миграция не обойдет нас стороной. Согласно прогнозам, в 2050 году количество жителей в Африке удвоится, но Африка не резиновая — люди уедут оттуда, а еще надо не забывать о глобальном потеплении. Все говорит о том, что количество жителей не сократится, хотя сама рождаемость у нас снизится. Все места заполнят иммигранты», — сказал доцент кафедры географии Вильнюсского университета Роландас Тучас в эфире онлайн-вещания DELFI.lt.
Над словами оптимистичного ученого, полагающего, что литовский народ не вымрет, просто во второй половине столетия станет очень курчавым и чернокожим, можно бы было посмеяться как над частным мнением одного-единственного эксцентрика, не отражай его высказывание в гиперболизированной форме тенденцию.
В Прибалтике смирились с тем, что этнические литовцы, латыши и эстонцы обречены на исчезновение, и связывают надежды на выправление демографической ситуации не с реэмиграцией и стимулированием рождаемости, а с притоком инородцев-мигрантов.
Собственно, все разговоры последних двух лет о том, что пик демографического кризиса в Литве, Латвии и Эстонии пройден, связаны исключительно с наплывом в Прибалтику украинцев. Коренное население как бежало, так и бежит в Лондон, молодежь по-прежнему если и заводит детей и семьи, то в Англии, но правительства рапортуют об улучшении миграционного баланса из-за нашествия граждан обнищавшей от «европейского выбора» Украины.
В то же время заробитчане — крайне ненадежный фактор роста населения. В дешевой рабочей силе с восточной периферии Европы заинтересованы западноевропейские «гранды», поэтому после того, как Германия и Франция в ближайшее время упростят правила трудовой миграции для украинцев, гастарбайтеры кинутся из Прибалтики туда, где зарплаты в 5–6 раз выше.
Поэтому появляются такие экзотические предположения, что Литве и ее «прибалтийским сестрам» поможет глобальное потепление и перенаселение тропической Африки.
Фактически это демографическая капитуляция: признание, что странам Балтии уже не удержать молодежь, не убедить ее оставаться дома и создавать семьи на родине.
Вместо этого Прибалтика прикрывает свой демографический позор приехавшими украинцами. Польша, для сравнения, идет другим путем и вводит программу за программой по поддержке молодежи и детей с семьями. И эти программы приносят результат: количество эмигрантов сокращается, а показатель рождаемости — самый высокий за 20 лет. Тот же факт, что украинцев в Польше уже 2 миллиона, Варшава к демографической политике вообще не относит.
Зато в Прибалтике рады воспользоваться любым предлогом, чтобы сказать: у нас в демографии все налаживается, и заниматься поиском русских шпионов, борьбой с «кремлевской пропагандой» и другими увлекательными вещами, а не социальной политикой. Мало вам украинцев? Будем греться в лучах глобального потепления и ждать африканцев.
Самое смешное начнется, если дождутся. Эстония уже принесла на алтарь собственного внутреннего спокойствия союз с Украиной и готовится запретить свободный въезд в страну украинцам. Об «успехах» интеграции в европейское общество мигрантов из Азии и Африки лучше всего говорит статистика терактов, уличной и бытовой преступности в Западной Европе.
Когда страны Балтии получат в качестве новых литовцев, латышей и эстонцев уроженцев Конго, Зимбабве и Экваториальной Гвинеи, их руководителям станет по-настоящему весело.И над их проблемами будет извинительно злорадно посмеяться. В конце концов, они получат то, что заслужили.