Страны Вышеградской группы поставили ЕС диагноз и предложили собственный рецепт лечения.
На прошлой неделе завершился XXVI Экономический форум, проходящий на горнолыжном курорте Крыница-Здруй. На мероприятие, окрещённое в прессе «польским Давосом», 6–8 сентября съехались около 3 тысяч гостей из 60 стран. Среди них – главы правительств государств Вышеградской группы и внушительная украинская делегация. В городе, расположенном у словацкой границы, для участников организовали более 180 тематических панельных дискуссий. Как показала практика, вопреки названию Форума, премьеры обсуждали не только и не столько экономическую ситуацию, а рассуждали о политических и даже культурных угрозах Евросоюзу.
Инновации и реполонизация
Форумы наподобие Крыницы чрезвычайно важны для Польши. Программа «Семья 500+» и другие амбициозные социальные программы правительства требуют колоссальных финансовых ресурсов. От выполнения прежде всего социальных обещаний напрямую зависит рейтинг правящей партии «Право и справедливость». Кабинет Беаты Шидло понимает, что для притока денег административных мер и новых налогов недостаточно, поэтому необходимо использовать любые площадки для привлечения иностранного бизнеса. Деловую репутацию Варшавы в некоторой степени подмочила критика со стороны институтов ЕС. Энергичные налоговые преобразования позволили наблюдателям ставить вопросы о стабильности польского финансового сектора и прогнозировать нервозность банковской системы.
Зимой рейтинговое агентство S&P впервые за много лет понизило суверенный кредитный рейтинг Польши, объяснив шаг сугубо политическими мотивами: реформа Конституционного суда создаёт угрозу для системы сдержек и противовесов между ветвями власти. В этих условиях перед встречами в Крынице возникла ясная цель – успокоить иностранных инвесторов.
Польские чиновники стремились убедить гостей не верить неприглядным слухам, гуляющим в высоких брюссельских кабинетах, и наглядно объяснить, что «новая» Польша Качиньского и Дуды вовсе не так страшна, как о ней отзываются критики. Власти культивировали образ страны, максимально открытой и выгодной для вложений. Для пущего увещевания гостей организаторы особенно расщедрились на шикарные условия пребывания в Крынице. В итоге одним из самых ярких воспоминаний о Форуме для Олега Рыбачука, украинского экс-вице-премьера по евроинтеграции, стали пышные застолья с нехарактерным для такого рода встреч обилием бесплатной еды. Хозяева кормили до отвала, приговаривая, что затраты обязательно отобьются в будущем.
Премьер Шидло дала понять, что правительство рассчитывает сохранить высокие темпы роста и создать привлекательную среду для предпринимателей. В том числе для бизнесменов из Центральной и Восточной Европы. Особенно – для стартапов, двигающих «умную» экономику. Развивая IT-сектор, Польша планирует стать лидером в «интернет-революции», объявила Шидло. Уже сейчас правительство начинает готовиться к проведению первого международного Конгресса инноваций и инноваторов, который поляки пообещали созвать для стимулирования притока капитала в информационные технологии. Планирует правительство и воспользоваться возможностями, возникшими в связи с вероятным выходом Британии из Евросоюза. В деловые СМИ просочились сведения о планах вице-премьера и министра по развитию Матеуша Моравецкого перетянуть в страну банкиров из Лондона. Тем самым в битве за статус новой финансовой столицы ЕС Варшава бросает вызов Парижу и Франкфурту.
Наряду с пряником Польша не забывает о кнуте. Призывы лидера «ПиС» Ярослава Качиньского найти управу на засилье западноевропейских корпораций вылились во введение в начале года самого высокого в Европе специального налога на банки, страховые компании и кредитные организации.
При помощи него только с банков власти хотят получать по 6,5 млрд злотых в год. Выступая в Крынице, Моравецкий подчеркнул, что правительство не собирается отказываться от заявленной программы «реполонизации» банков, то есть возвращения их под польский контроль (60–70% банковского сектора страны контролируют иностранные компании) с целью повышения их социальной ответственности. Министр предупредил об усилении роли государственных институтов в банковской сфере, но заверил, что делаться всё будет на рыночных принципах. Эксперты не пришли к единому мнению, как именно будет проводиться «реполонизация» на практике. Самый обсуждаемый пример – текущие переговоры о выкупе государственным страховым гигантом PZU 40,1% акций Bank Pekao, принадлежащего итальянскому UniCredit. Bank Pekao занимает второе место на польском рынке кредитования. Сделка получила официальное одобрение польских властей и проводится при помощи Польского фонда развития.
Идентичность – наши доспехи
Самый торжественный момент Крыницы-2016 – вручение венгерскому премьеру Виктору Орбану награды «Человек года». Организаторы подчёркивали, что человеком года лидер правой партии «Фидес» стал именно для Центральной и Восточной Европы. Сам лауреат без лишней скромности согласился, что титул он вполне заслужил тем, что отстаивает право стран Центральной Европы сохранять религиозные, исторические и национальные идентичности. «Это вовсе не застарелые лоскутки одежды, которые стоит просто выбросить в современную эпоху, – говорил Орбан, держа в руке статуэтку, – а доспехи, которые защищают нас, когда мы идём в битву, помогают нам выжить и в конечном счёте сделают нас успешными». В благодарственной речи Орбан предрёк трансформацию всего региона, поэтому выживут и станут сильными только те, кто остался верен своей идентичности. Чуть позже венгерский лидер повторил свой излюбленный тезис, что понятие «европейский народ» лишено смысла – «европейского народа» не существует. Его слова идеально перекликались с не менее пламенными речами Ярослава Качиньского, который становился в Крынице «человеком года» в прошлый раз. Своеобразная передача эстафеты глубоко символична, учитывая, что политики считаются надёжными друзьями и верными единомышленниками. Качиньский и Орбан часто встречаются для взаимных консультаций, в том числе во время неформальных частных визитов.
Качиньский неоднократно восхищался политикой Орбана и приводил «орбановскую» Венгрию в качестве идейного вдохновителя для Польши. Немудрено, что польская оппозиция поэтому выходила на улицы под лозунгом «Варшава – не Будапешт» против «орбанизации» Польши.
Что, в свою очередь, тоже символично, ведь процедура проверки соблюдения принципа верховенства права, запущенная в начале года Еврокомиссией против Польши, изначально придумывалась и писалась «под Венгрию». И именно Орбан с самого начала противостояния «ПиС» с Брюсселем клятвенно обещал лично заблокировать любые санкции, принятые против Польши. Поддержка Венгрии скоро снова потребуется Качиньскому: 13 сентября Европарламент собрался проводить дебаты на тему польской демократии. Европарламент успел принять ряд антипольских резолюций, однако вторые дебаты по «польскому вопросу» постоянно откладывались, недавно – из-за Brexit. Первые дебаты про Польшу, проходившие в январе, получились эмоциональными; у «Права и справедливости» нашлись как горячие противники, так и сторонники. Вручение награды незаменимому союзнику Орбану лишний раз цементирует венгерско-польскую дружбу. Кроме того, жест демонстрирует не только очевидные заслуги Орбана в успешной борьбе за сохранение «особого пути» внутри ЕС, но и тот факт, что он уже не одинок на этом поприще. Страны Вышеградской группы выработали единую позицию – за суверенитет и против мигрантов. Суверенитет в том числе экономический. Вопрос прямой интервенции Еврокомиссии в экономические практики стран-членов стал особенно актуальным на фоне недавнего громкого «дела Apple» в Ирландии. ЕК посчитала существовавшие много лет ирландские налоговые схемы незаконными с точки зрения конкуренции и, несмотря на протесты Ирландии, присудила компании выплатить 13 млрд евро «неучтённых» налогов в ирландскую же казну. Такие инциденты не могут не беспокоить Вышеградские государства, стремящиеся создавать преференциальные режимы для международных компаний.
Исходя из официального лейтмотива Форума «Европа перед лицом вызовов – объединение или разделение?» Вышеградская четвёрка пришла к логическому выводу, что в период Brexit и прочих европейских кризисов лучше держаться друг за друга. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия согласились углублять связи между собой, чтобы в качестве регионального блока совместно отстаивать общие интересы. Наряду с «коллективной обороной» от попыток попрания Брюсселем своей независимости, «четвёрка» заявила о готовности взять на себя инициативу по реформированию ЕС изнутри. «У нас не только большие амбиции и потенциал, но и рецепт для Евросоюза, – сказала хозяйка встречи Беата Шидло. – Мы знаем, что нужно сделать, чтобы ЕС стал лучше, развивался, был ближе к европейцам, поставил на национальные парламенты». По мнению польского премьера, Еврокомиссия должна реализовывать полезные проекты и программы, а не «заниматься политикой». Шидло сказала, что болезням ЕС нужно поставить хороший диагноз, после чего – задуматься над разработкой новых базовых соглашений Евросоюза, заменяющих Лиссабонский договор 2007 года. Ранее эту идею летом озвучивал Качиньский на съезде «ПиС». Словацкий премьер Роберт Фицо согласился, что разговор по существу должен начаться с «оценки состояния здоровья» ЕС. Необходимость реформ поддержал и чешский премьер Богуслав Соботка.
Детальные предложения Вышеградской группе ещё предстоит согласовать, но принципы ясны уже сейчас: жёсткое отстаивание независимости, ужесточение миграционного законодательства и категорический отказ от попыток Евросоюза навязать обязательную формулу для решения проблемы беженцев странам-членам.
Главный упор, по мнению «четвёрки», должен быть сделан не на размещение беженцев внутри ЕС, а на укрепление границ и финансовую помощь странам – донорам беженцев. На встрече в формате V4 Орбан отдельно коснулся критиков такого подхода. Он напомнил, что время от времени противостоять ему приходится не только «безверным и антинациональным противникам», но и «различным ведущим интеллектуальным и политическим кругам Европы». Но, уверен Орбан, «выбора у нас нет: мы должны защищать наши идентичности – польскую, венгерскую, центральноевропейскую – перед всеми подряд, иначе нам не останется места под солнцем».
Четыре плюс два
Из Киева в Крыницу приехали премьер-министр Владимир Гройсман, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе и министр энергетики и угольной индустрии Игорь Насалик. Хозяева сразу дали понять, что будут прилагать максимальные усилия по «втягиванию» Украины в вышеградский формат и подключать своих союзников к разрешению украинской проблематики. Включая финансовые вопросы: Беата Шидло не только охотно собирала деньги для себя, но и просила за украинцев. Польша и Украина презентовали 25 лет двусторонних отношений как чуть ли не идеальную картину дружбы и добрососедства. Как сказал Гройсман, разногласий нет. Проблемы, как всегда, стороны обозначили лишь в трактовках исторических событий. Споры вокруг истории обострились после победы Евромайдана и триумфа «ПиС» на прошлогодних выборах. 22 июля польский Сейм, несмотря на то, что Порошенко встал на колени перед памятником в честь убитых, официально признал Волынскую резню 1943–1944 годов геноцидом и установил 11 июля как День памяти жертв резни. В Верховной раде решение поляков резко осудили; в украинский парламент поступило симметричное предложение придать официальный статус преследованию украинцев поляками в годы войны. В Крынице болезненной истории старались избегать, хотя министру Климпуш-Цинцадзе всё-таки пришлось «на полях» Форума назвать решение Сейма «безответственным» и «деструктивным» для достижения примирения.
Все стороны поддержали стремление Украины как можно быстрее интегрироваться в Евросоюз. Орбан при этом с досадой отметил, что ЕС кормил украинцев обещаниями, но за два года не провёл никакой работы по сближению с Киевом.
Шидло в свою очередь старалась донести до остальных, что успех постмайданной Украины – ключевой фактор успеха для ЕС в целом. Поэтому всестороннюю поддержку Украины надо включить в вышеградскую программу по переустройству Европы. «Мы подчёркиваем, что свободная, суверенная, демократическая Украина является гарантией безопасности Европы, Польши», – говорила польский премьер, рекомендуя вместе с Киевом единым фронтом противостоять России. По санкциям консенсус также не изменился. Это не помешало Климпуш-Цинцадзе поделиться опасениями, что лоббизм со стороны России сможет переубедить некоторые государства и от санкций отказаться. Её снова заверили: нет, санкции до полного выполнения Минских соглашений будут на месте.
От украинской делегации звучали разные просьбы помочь развивать экономику, от украинской версии «плана Маршалла» до инвестиций в отдельные отрасли. Ещё до форума первый заместитель Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило (Киев) сформулировал цель украинцев так: просить давать деньги здесь и сейчас, закрывать глаза на реформы. «Нам нужно донести европейцам эту мысль и добиться их понимания, что, выжидая, пока мы сами будем бороться с коррупцией или устраивать дела на Востоке, они рискуют потерять Украину как конкурентное преимущество для будущей Европы вообще», – наставлял Жалило соотечественников. Журналист Кирилл Сазонов в свою очередь отмечал, что украинцам в Крынице надо научиться говорить языком денег, а не эмоций и политики, ибо другого европейцы не понимают. Так или иначе, в Крынице украинцам удалось добиться двух вещей, правда пока на словах. Первая: стороны одобрили польскую идею связать Вышеградскую группу с «Карпатской стратегией» Украины и Румынии. Новый формат «4+2», названный Межпарламентской ассамблеей, призван содействовать совместной интеграции участников. Вторая: Вышеградская группа вновь поддержала безвизовый режим для Украины. На этом основании украинская сторона радостно поделилась с журналистами, что ожидает отмену виз в ЕС уже этой осенью.
Ты за нас или за Брюссель?
Встречи в Крынице обнажили одновременно потенциал и внутренние противоречия Вышеградской группы. Участники V4 сплачиваются в единый фронт по противостоянию Брюсселю, претендуя на пальму первенства в строительстве «альтернативного Евросоюза». При этом страны очень по-разному видят восточный вектор своей политики. Польша, нынешний председатель V4, выступает проводником политики санкций и форпостом по сдерживанию России. Венгрия, Словакия и Чехия, напротив, к политике санкций относятся прохладно и особых антироссийских выпадов избегают. Чешский президент Милош Земан вообще на днях заявил, что Украина уже не сможет вернуть Крым. Украину, которая с польской помощью собирается теснее сотрудничать с Вышеградскими странами, подобное поведение раздражает.
Виктор Орбан, в частности, многими на Западе считается чуть ли не главным пророссийским и пропутинским политиком в Европе. Некоторые журналисты даже намекают, что он якобы пришёл к власти благодаря российским спецслужбам.
На неловкость и потенциальную опасность грядущей дружбы с Орбаном пытаются указывать украинские публицисты, например ярый сторонник и теоретик Майдана Виталий Портников, у которого сам факт того, что главный друг Киева Польша неожиданно предательски объявила «человеком года» главного друга Кремля, вызвал серьёзное недоумение. Не меньшую грусть вызывает и перспектива оказаться в одном вагоне с политиками, которые отличаются антибрюссельской риторикой. Об этом, вернувшись из Крыницы, ёмко написал редактор «Европейской правды» Юрий Панченко.
«Форум в Польше показал, как быстро меняется сама Вышеградская четверка. Причём не в лучшую сторону, – отметил Панченко. – Традиционно V4 была площадкой по углублению евроинтеграции Восточной Европы. Однако теперь она становится площадкой по противостоянию Брюсселю. А это уже совсем другой формат». Журналист предложил киевским властям всерьёз задуматься, насколько тесно они рассчитывают сплачиваться с вышеградскими союзниками, учитывая их дружную борьбу со «старой» Европой, чтобы Гройсману не пришлось впредь опять «изо всех сил избегать каверзных вопросов, где от него ждали чёткой позиции: “Ты за нас или за Брюссель?”».
Учитывая непредсказуемость ситуации на континенте, положение действительно получается шатким и во всех аспектах двусмысленным. Однако в миссии по «сдерживанию Москвы» и ради ускоренной евроинтеграции Киеву приходится водиться с теми союзниками, какие есть.