Календарь украинских праздников вскоре может пополниться Днем безвиза, который провозгласят 6 апреля, когда Европарламент проголосовал за либерализацию визового режима с Украиной. Для завершения безвизовой эпопеи еще требуется одобрение Совета ЕС, но это представляется уже формальностью.
После либерализации визовых правил для Грузии голосование Европарламента (ЕП) по «безвизу» для Украины неожиданностью не стало: о том, что данный вопрос включен в повестку дня депутатского корпуса, было известно давно. Таким образом, примерно через два месяца — после утверждения Советом ЕС — «безвиз» для Украины станет реальностью.
Если, конечно, не случится никакого форс-мажора: ряд экспертов увязывает решение о «безвизе» с продвижением Киева по минской «дорожной карте».
Наибольшую радость решение ЕП вызвало в рядах верхушки киевского режима, чьи видные представители преимущественно обладают двойным-тройным гражданством. Рядовые граждане восприняли голосование ЕП весьма спокойно — видимо, отчасти волну энтузиазма погасили многочисленные «фальстарты» Порошенко, регулярно обещавшего «безвиз» («С 21 ноября, запиши!») через «считанные недели».
Действительно, «безвиз» является медийной победой режима Порошенко и даже может несколько взбодрить рейтинги властного картеля. Кроме того, правящий режим заинтересован в том, чтобы «выдавить» за границу как можно большее количество «лишних ртов», продуцирующих социальное недовольство и требующих каких-никаких, но расходов на себя из сузившейся до минимума «кормушки».
Идеальная для власти политэкономическая модель — заставить покинуть территорию страны большое количество граждан, вынуждая последних осуществлять денежные переводы родственникам.
Впрочем, в отношениях с собственным правительством украинцы весьма хитры: они предпочитают в последнее время переезжать за границу целыми семьями, тем самым осушая «заробитчанские» денежные потоки. А наряду с низкоквалифицированной рабочей силой страну покидают грамотные специалисты — тем самым Украину всё глубже засасывает в воронку цивилизационной деградации.
Вместе с тем непонятно, что Порошенко и его клиентела будут обещать люмпенизирующимся народным массам дальше: невозможность вступления Украины в ЕС прописана в инициированных Нидерландами дополнениях к Соглашению об ассоциации. Остается разве что НАТО — референдум по вступлению в Альянс Петр Алексеевич обещал не так давно. Но подобный референдум проводил Саакашвили (подавшийся в телеведущие) в Грузии — безрезультатно.
Если говорить о самой сути безвизового режима, то он подразумевает свободное передвижение по территории Шенгенской зоны, которая включает страны ЕС (за исключением Великобритании, но с учетом стран — кандидатов на присоединение к Шенгенской зоне: Болгарии, Кипра, Румынии, Хорватии) и 4 страны, не являющиеся членами ЕС (Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию), в течение 90 дней на протяжении полугода.
В принципе в современном мире визы являются анахронизмом (как минимум в вопросе о краткосрочных поездках), потому любые упрощения стоит приветствовать. Заслуживает внимания пример Беларуси, чье правительство недавно отменило визы для граждан 80 государств, прибывающих на 1–5 дней.
Однако еще совершенно не факт, что пересечение украинцами западных границ упростится.
Если ранее с наличием визы путешественник имел практически 100‑процентную гарантию въезда, то отныне пограничный контроль ужесточится, а количество случаев «разворота» прямо на границе существенно увеличится (в Молдавии за три года «безвиза» — более 5 тысяч случаев).
Желающим спокойно пересечь границы Шенгенской зоны рекомендовано иметь с собой ровно те же документы, которые ранее сдавались в посольства и консульства для оформления виз. А также необходимо иметь биометрический паспорт, за оформление которого нужно отдать 30–40 долларов. В общем, практика — критерий истины, а потому цельную картину относительно процедуры прохождения пограничного контроля и количества отказов можно будет составить через полгода-год после начала функционирования «безвиза».
Ну и, безусловно, ложка дорога к обеду. Покупательная способность граждан Украины в результате «реформ» (давно прозванных «деформами») катастрофически снизилась по сравнению с последним относительно благополучным 2013 годом, потому резкого увеличения туристических потоков ожидать не стоит. Кроме разве что роста числа украинцев, отправляющихся на сезонные работы в соседние страны.
В целом, кто хотел покинуть Украину, уже эмигрировали, оформив ВНЖ либо рабочую / учебную визу («безвиз», как известно, не дает права на учебу / работу). В одной только Польше украинских эмигрантов насчитывается более миллиона.
В данном случае нельзя не вспомнить о механизме приостановки безвизового режима, разработанном Евросоюзом несколько месяцев назад, что стало причиной затягивания решения по Украине. Предусмотрено, что безвизовый режим с государствами Шенгенской зоны приостанавливается, если в течение 3 месяцев из «безвизовой» страны наблюдается аномальный поток эмигрантов.
Следовательно, при идеальных раскладах «выигрыш» рядового украинца, въезжающего в Шенгенскую зону, составит 35 евро, которые ранее уплачивались за визу, плюс сэкономленное время на посещение дипломатических учреждений / визового центра. Не так уж и много, учитывая, какой ценой достигнут «безвиз». Представляется, что без Майдана и последовавших за ним событий визовый режим для Украины был бы либерализирован значительно раньше.