×
Политика Политика

Томашевский о выборах в Литве: «Люди разочаровались в процессе»

Источник изображения: 15min.lt

В воскресенье жители Литвы выбирали новый состав Сейма. Явка на избирательных участках составила 49,9%. Согласно предварительным данным, голосование по партийным спискам выиграл Литовский союз крестьян и зеленых — 21,91%, далее идут Союз отечества Христианские демократы Литвы, которые набрали 21,32% голосов, социал-демократы — 14,56%, Движение либералов — 8,84%, «Порядок и справедливость» — 5,41%, Избирательная акция поляков Литвы и Союз христианских семей (ИАПЛ-СХС) — 5,38%. Первые итоги кампании RuBaltic.Ru обсудил с евродепутатом, лидером ИАПЛ-СХС Вальдемаром ТОМАШЕВСКИМ:

 — Господин Томашевский, можете подвести первые итоги избирательной кампании? Какие впечатления она оставила?

 — Явка была где-то на уровне 50%. То есть на таком же уровне, что на прошлых выборах — может, на несколько процентов ниже. Конечно, на это не могли не повлиять последние события, связанные с коррупционными скандалами в литовских партиях. Поэтому люди разочаровались в процессе. 

Как раз на этом фоне хорошо выглядела ИАПЛ-СХС — единственная парламентская партия, которая никогда не была замешана в коррупционных скандалах. 

Хотя помимо депутатов в Сейме мы имеем своих представителей в восьми самоуправлениях: в двух мы правим, в пяти мы в коалиции.

Кампания была довольно спокойной. Тем не менее, последние дни перед выборами удивили многих обозревателей тем, что много людей пошли на предварительное голосование в среду и четверг. Сегодня Главная избирательная комиссия установила, что большинство из них — молодёжь. Обозреватели и политики подозревают, что это либералы собрали молодёжь в организованные группы. Что в свою очередь в определённой степени является нарушением демократических принципов, так как в день голосования человека даже нельзя подвезти к участку. Разумеется, этот факт не делает чести нашим выборам. 

 — Роландас Паксас уже заявил, что выборы были чуть ли не самыми недемократическими в истории Литвы. Вы с ним согласны, или, может быть, он преувеличивает?

 — Наверное, он имел в виду действия спецслужб за несколько месяцев до выборов (Служба спецрасследований заподозрила партию «Порядок и справедливость» в торговле влиянием — прим. RuBaltic.Ru). Было много шума на эту тему, в том числе, говорили, что спецслужбы превысили свои полномочия.

Касательно нашего участия я бы хотел добавить, что ИАПЛ-СХС объединила всех людей доброй воли. Традиционно туда вошли национальные меньшинства — поляки, русские, белорусы, татары и другие. Сегодня мы видим тенденцию, что и этнические литовцы всё чаще голосуют за нашу партию. Потому что они видят самое главное — честных политиков, заботу о рядовых гражданах. Мы акцентируем на этом внимание не только в нашей программе, но и подготовили и уже зарегистрировали несколько законопроектов в Сейме: ежемесячные выплаты по 120 евро на каждого ребёнка, бесплатные лекарства для людей старше 75 лет, приравнивание средних пенсий к средней зарплатe, чтобы каждый месяц шла индексация. Все эти инициативы мы собираемся реализовывать. Хочу также подчеркнуть, что получение определённого количества мест и потенциальное вхождение в коалицию — это не самоцель. Это средство по реализации программы, которую мы разработали.

 — Незадолго до голосования в литовских СМИ выходили материалы, обвиняющие Вас и Вашу партию в связях с Кремлём и «рекламе Русского мира». Это повлияло на Ваши рейтинги?

 — Дело в том, что данный крупный портал и некоторые другие средства массовой информации ангажировали избирательную кампанию. Здесь можно даже не дискутировать, в каком направлении ангажировали — о многом говорит уже сам факт включенности СМИ в кампанию, хотя они должны быть независимыми, не должны кого-то поддерживать. Это печально. Думаю, в демократическом мире СМИ стараются бороться с коррупцией, защищать ущемлённые права граждан, но не «входить» в избирательную кампанию.

Медийные атаки на нас свидетельствуют о том, что наши позиции становятся популярнее.

В том числе, Союз христианских семей много кого испугал. Особенно консерваторов, которые заявляют о поддержке традиционных ценностей, хотя в реальной жизни ими не живут. Можно предположить, именно из консервативной среды и пошёл заказ в СМИ атаковать нас. Причём, атаковать без каких-либо аргументов. В то же время, как я уже говорил, мы объединяем людей доброй воли, литовцев, русских, поляков и других. Ведь главное для людей сейчас — честность и забота о простом человеке, а не о большом бизнесе или о «больших интересах». СМИ, к сожалению, зачастую тоже входят в «большие интересы».

Напомню, наша фракция в Сейме принципиально не голосовала за новый Трудовой кодекс, ограничивающий права трудящихся. 

А другие партии, к сожалению, голосовали «за». Голосование показало, кто на самом деле защищает права простых людей. Из той же оперы — большие партии, которые ничего не делают, боятся потерять власть и, соответственно, боятся конкуренции со стороны других политических сил, набирающих популярность. Одной из таких сил являемся мы. Мы – третья сила, не замешанная в коррупции, заботящаяся о людях – это новое качество в литовской политике.

Мы не обращаем внимания на заказные статьи. Пользуемся, может, не очень красивой, но точной пословицей — собаки лают, караван идёт. СМИ же всегда себя так вели, как на протяжении 25 лет восстановленной независимости, так и на этих выборах. Мы будем дальше работать, объединяя людей для общего блага — это я гарантирую. Несмотря на то, что многим в правительстве наоборот хотелось бы, чтобы люди враждовали в мутной воде. 

 — Ваши юристы собирались подать в ГИК заявление о клевете. Чем закончилась история?

 — Наши кандидаты хотели подать заявление, но передумали. Трудно искать правосудие, но, может, и не надо в данном случае — ГИК очень долго рассматривает заявления. 

 — Вы не пошли баллотироваться, чтобы сохранить мандат в Европарламенте?

 — Под каждые выборы принимаются законы, усложняющие работу. В этот раз планировалось то же самое. Но авторы закона просчитались — хоть меня не удалось номинировать на участие в избирательной кампании, я очень активно участвовал. Тем более, в бюллетене всё равно была записана моя фамилия как председателя партии, вместе с названием партии и логотипом. Поэтому наши люди могли чувствовать, что мы вместе. Властям таким образом не удалось запутать ситуацию и убрать меня из списка. Не в первый и не в последний раз мы наблюдали подобные трюки. Будем преодолевать всё трудности. Для нас большой опорой является наша христианская вера: когда, несмотря на тяжёлую ситуацию, человек верующий, ему все трудности подвластны.

 — Ваше сотрудничество с «Русским альянсом» — идеологическая близость или тактический расчёт?

 — Это другой трюк правящих партий, которые приняли закон о том, что в списке не может быть даже двух кандидатов из другой партии. В таком случае перед списком автоматически поднимается барьер до 7%. У нас был один кандидат от «Русского альянса», вице-председатель партии Ирина Розова, но массовым явление это не было. Было много беспартийных представителей всех национальностей.

В прошлый раз у нас было как раз много кандидатов от «Русского альянса», поэтому и приняли такой закон, что их теперь не может быть больше одного.

 — За несколько дней до голосования портал «Регнум» написал, что Томашевский — настоящая «заноза в заду» всей литовской политической элиты. Вы так себя ощущаете?

 — Раз такие мнения существуют, значит, кому-то так кажется. Я могу сказать другое: такой принципиальной политики, которую мы проводим, в Литве больше нет. Конечно, вероятно, это вызывает боль у элит, которые боятся перемен. Мы работаем последовательно, идейно — это не нравится тем, у кого много денег и кто хочет, чтобы благодаря этим деньгами под них плясали все партии. В этом плане мы особая партия. Но мы не обращаем внимания на недоброжелателей. Мы контактируем с избирателями — они нас ценят, знают по делам, конкретным поступкам. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров