В западноевропейских столицах всерьез обсуждается вопрос о восстановлении работы Совета Россия – НАТО. Позитивная реакция на эту идею поступила и из Москвы. Несмотря на кризис отношений, обе стороны подают сигналы о готовности приступить к диалогу для обеспечения безопасности в Европе и для борьбы с вызовами международного терроризма. Однако среди элит Латвии, Эстонии, Польши и Литвы наблюдается иная позиция: Восточноевропейские «ястребы» готовы разменять мир на континенте на личные политические бонусы.
Западные державы робко подают сигналы Москве о возможности начала содержательного диалога и смягчения политики изоляции. Предпосылки к изменению отношений начинают очерчиваться по линии взаимодействия Москвы с Организацией Североатлантического договора. В начале декабря министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер высказался за возобновление работы Совета Россия-НАТО — главной структуры для продвижения вперед взаимоотношений России с крупнейшим военно-политическим блоком западных стран. Немецкого дипломата поддержал генсек Альянса Йенс Столтенберг. «Наш приоритет — работать над восстановлением предсказуемости в наших отношениях», — заявил Столтенберг на брюссельской конференции в среду 2 декабря.
После крымского казуса Организация Североатлантического договора прекратила практическое взаимодействие с Москвой. В апреле прошлого года Альянс заявил о заморозке «всего комплекса военного и гражданского сотрудничества с Россией». В отношении Москвы стала применяться стратегия, которую можно было бы назвать «симметричным реагированием». Одна из ведущих ролей в этой стратегии отводилась прибалтийским республикам.
Подразумевалось, что на «российскую угрозу» союзникам по НАТО следует отвечать созданием аналогичной угрозы, увеличивая возможности для отражения удара.
Конструированием представлений об этой «российской угрозе» как раз и занимались в прибалтийских столицах и Варшаве.
Нагнетая нездоровую милитаристскую истерию и рассказывая на всевозможных площадках о коварных намерениях «террористического государства» напасть на своих соседей, восточноевропейские «ястребы» требовали у Альянса активнее сдерживать Россию и предоставить гарантии применения пятой статьи устава НАТО в случае необходимости.
Однако уже в сентябре прошлого года на саммите НАТО в Уэльсе боевой запал прибалтийских республик и Польши, имевших непоколебимые намерения добиться от Альянса «должной» реакции на «российскую угрозу», был несколько сбавлен.
Благодаря позиции Берлина и трезвым головам внутри самого НАТО антироссийский пакет мер в его прибалтийской редакции принят не был: Альянс отказал «ястребам» Восточной Европы в размещении постоянного военного контингента, в создании НАТОвских баз в их республиках, а также в поставке летального оружия киевским властям, за что активно ратовал официальный Вильнюс.
При этом члены Организации Североатлантического договора приняли решение продолжать патрулирование балтийского неба и интенсифицировать военные учения в регионе. Центральным элементом саммита стало согласование создания к 2018 году новых сил быстрого реагирования, которые не будут находиться в Прибалтике постоянно, но в случае необходимости могут быть оперативно мобилизованы.
В связи с медленным, проблемным, но все-таки развитием минского процесса, а также в связи с возросшей угрозой мирового терроризма и с российскими действиями в Сирии подход Альянса к Москве стал видоизменяться. Дальнейшее движение к продолжению эскалации конфликта с Россией уже само по себе виделось как серьезная угроза европейской архитектуре безопасности. Необходимость борьбы с новым мировым злом в лице «Исламского государства» (ИГ) (террористическая организация, запрещенная в РФ) и значение того вклада, который Москва способна привнести в эту борьбу сегодня заставляют западные державы совершать шаги по ограниченному вовлечению России в европейские дела.
Говорить о приближении создания единой антитеррористической коалиции с участием Москвы или о скором выходе отношений с Западом на докризисный уровень — пока преждевременно. Однако идея реанимировать Совет Россия-НАТО является ничем иным, как попыткой призвать Москву к диалогу о едином фронте борьбы с ИГ. К диалогу, который серьезно осложнил инцидент с уничтожением турецкими ВВС российского истребителя Су-24 и черногорский вопрос.
Попытки западных стран пересмотреть формат отношений с Россией в сторону большего конструктива не могли не огорчить восточноевропейских «ястребов», настаивающих на эскалации конфликта.
Ведь возобновление диалога между Москвой и НАТО лишит Польшу и страны Прибалтики статуса прифронтовых государств, с помощью которого воинствующие элиты этих республик извлекали существенные политические бонусы: от обоснования необходимости пребывания у власти для своих избирателей до увеличения собственного веса на европейской политической арене.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, пока западные столицы пытаются сохранить хрупкую архитектуру европейской безопасности, Латвия, Литва и Эстония отказываются участвовать в антитеррористической коалиции с Россией. Прибалтийскую кампанию «ястребов» гармонично дополняет глава польского МИДа Витольд Ващиковский, призывающий Организацию Североатлантического договора отказаться от Основополагающего акта о взаимоотношениях НАТО и России, по которому Альянс обязуется не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.
Вот и получается, что прибалтийские и польские элиты всеми силами пытаются разменять безопасность континента на мелкие политические бонусы.