8 ноября состоятся президентские выборы в США, исход которых важен не только для Америки, но и для всего мира. RuBaltic.Ru составил три сценария ближайшего будущего Европы в зависимости от итогов американских выборов.
Сценарий №1. Президент США Хиллари Клинтон
В бытность свою госсекретарём США кандидат в президенты от Демократической партии отвечала за подготовку Соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве между Соединёнными Штатами и Европейским союзом. Став кандидатом в президенты США, Хиллари Клинтон изменила свою позицию по TTIP: во время предвыборной кампании Клинтон заявила, что она скептически относится к нынешнему варианту Соглашения с Европейским союзом.
При этом, в отличие от Дональда Трампа, Хиллари Клинтон не отрицает идею создания трансатлантической зоны свободной торговли между Америкой и Европой как таковую. Поэтому в случае избрания Клинтон президентом США следует ожидать «перезагрузки» переговоров о TTIP с европейцами и разработки новой редакции Соглашения о торгово-инвестиционном партнёрстве. В этом отношении примечательно, что Клинтон в ходе избирательной кампании подчёркивала преемственность с уходящей демократической администрацией Белого дома. Подписание договора о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве было одной из ключевых задач внешней политики Барака Обамы, которую до конца срока тот так и не смог выполнить. Хиллари Клинтон, в случае избрания президентом, продолжит незавершённый проект Обамы.
Победа кандидата от Демократической партии закрепит те тенденции в отношениях США и Европы, которые существуют сейчас.
Помимо создания «экономического НАТО», заключение договора о TTIP – это углубление военно-политической интеграции со странами Евросоюза по линии собственно НАТО. Увеличение присутствия Североатлантического альянса в Европе необходимо американцам для усиления зависимости европейских союзников от Вашингтона. Для достижения этой цели уже предусмотрено четырёхкратное увеличение финансирования Инициативы США по обеспечению безопасности ЕС с 2017 года.
Для оправдания усиления позиций американцев в Европе через усиление их военного присутствия необходим образ внешнего врага, угрожающего европейской безопасности. Таким врагом уже несколько лет как назначена Россия, и приход в Белый дом Хиллари Клинтон только закрепит эту тенденцию. В ходе предвыборной кампании Клинтон неоднократно демонстрировала приверженность жёсткой линии в отношениях с Москвой и нежелание вступать в переговоры с Кремлём ни по Сирии, ни по Украине.
Поэтому в случае избрания Клинтон президентом политика «сдерживания» России будет продолжена, страны восточноевропейского «санитарного кордона» получат новый импульс к продолжению своей антироссийской политики, а Киев сможет рассчитывать на получение оружия НАТО и одобрение Вашингтоном новой попытки решить силовым методом конфликт на Юго-Востоке Украины.
Таким образом, для Европы избрание президентом Хиллари Клинтон означает углубление международных противоречий и эскалацию конфликтов, в том числе и военных.
Сценарий №2. Президент США Дональд Трамп
Кандидат в президенты США от Республиканской партии за время избирательной кампании зарекомендовал себя во внешней политике как изоляционист. Трамп выступает с лозунгом «Америка прежде всего» и подвергает сомнению основу основ американской внешнеполитической доктрины. Кандидат от республиканцев неоднократно выражал сомнения в целесообразности американского глобального доминирования и задавался вопросом: действительно ли простым американцам выгодно, чтобы Америка была везде в мире? Соответствует ли это национальным интересам США?
В частности, Дональд Трамп публично выражал сомнения в необходимости существования НАТО и заинтересованности Америки в том, чтобы защищать своих беззащитных никчёмных союзников по Североатлантическому альянсу. За время предвыборной кампании Трамп дважды фраппировал и привёл в ужас всю Восточную Европу. Сначала не дал чёткого ответа на вопрос, чей Крым, сказав, что рассмотрит вопрос о принадлежности Крыма, когда станет президентом США. Затем не ответил, придут ли США с ним во главе на помощь странам Балтии в случае российской агрессии, заявив, что в первую очередь посмотрит, выполняли ли прибалтийские союзники свои обязательства перед Америкой.
Внешнеполитическая программа Дональда Трампа противоречит всем основным направлениям американской внешней политики, которую последние десятилетия проводил Вашингтон.
Кандидат от Республиканской партии не видит для Америки ценности в глобализации и транснациональной интеграции. Трамп выступает против Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства и обещает избирателям отказаться от договора, навязанного Бараком Обамой. Республиканец не ценит существования НАТО, не видит необходимости в дальнейшем наращивании военного и политического присутствия США по всему миру, в том числе и в Европе.
Более того, Дональд Трамп скептически относится и к европейской интеграции, выражая желание выстраивать отношения с национальными правительствами европейских стран, а не с безликой брюссельской бюрократией. Летом этого года Трамп поддержал Brexit, похвалив британских граждан за их решение выйти из состава ЕС. Эксцентричный миллиардер неоднократно высказывал восхищение президентом России Владимиром Путиным, выражал желание договариваться с ним напрямую и по Сирии, и по Украине и вместе бороться с мировым терроризмом.
Такая внешнеполитическая программа настолько противоречит американской глобальной политике, что не находит понимания не только у демократов, но и у многих однопартийцев Трампа – республиканцев-неоконсерваторов. Даже кандидат в вице-президенты США от Республиканской партии Майк Пенс выражает куда более близкую к нынешней внешней политике Вашингтона позицию, чем Дональд Трамп. Поэтому в случае избрания президентом Трампу придётся сильно корректировать и смягчать свою предвыборную программу, в том числе в части внешней политики, чтобы заручиться поддержкой республиканского истеблишмента.
Тем не менее победа Дональда Трампа на президентских выборах будет означать, что американский народ проголосовал за запрос на перемены, и политическому классу придётся удовлетворять этот запрос, в том числе в области внешней политики.
Подобная ситуация произошла этим летом в Великобритании. Британский политический класс в подавляющем большинстве своём был настроен на сохранение членства Британии в Евросоюзе, однако народ проголосовал за Brexit, и теперь элиты вынужденно ведут подготовку к выходу страны из ЕС. То же произойдёт в США в случае победы Трампа: вашингтонскому истеблишменту волей-неволей придётся отказываться от создания трансокеанских зон свободной торговли, наращивания военного и политического присутствия Америки по всему миру, удовлетворения требований никчёмных и ни на что самостоятельно не способных союзников по НАТО об увеличении военной поддержки, а также идти на прямые переговоры с Китаем и Россией. В последнем случае – на переговоры по Сирии и Украине.
Ничего не поделаешь: глас народа – глас Божий. Иначе – социальный взрыв.
Сценарий №3. Электоральная катастрофа
Интрига с именем следующего президента США может и не разрешиться по итогам выборов 8 ноября. Американская избирательная система сложна и запутанна: формально главу государства выбирает не народ, а Коллегия выборщиков, составленная из делегатов от каждого штата.
В американской политической истории было несколько случаев, когда система выборщиков давала сбой. Последний такой случай произошёл в 2000 году, когда кандидат от Демократической партии Альберт Гор получил больше всех голосов избирателей, но проиграл выборы кандидату от республиканцев Джорджу Бушу – младшему. Тогда Гор попытался оспорить итоги выборов, потребовав ручного пересчёта голосов в штате Флорида, победа в котором стала решающей для избрания президентом Буша. Судебное разбирательство в итоге закончилось ничем: Верховный суд США постановил прекратить подсчёт голосов и объявить победу Буша-младшего окончательной и не подлежащей сомнению.
Подобная ситуация может повториться и на этих выборах. Дональд Трамп в последние недели избирательной кампании неоднократно обвинял конкурентов-демократов в готовящихся и уже имеющихся в ходе досрочного голосования фальсификациях. Во время последнего раунда дебатов с Хиллари Клинтон Трамп заявил, что гарантированно признает результаты выборов только в том случае, если он их выиграет.
Отказ Трампа признавать выборы в случае победы Клинтон, при условии что им будут предъявлены доказательства масштабных фальсификаций и нарушений демократических процедур, может привести к массовому возмущению и даже акциям протеста в поддерживающих республиканцев консервативных штатах.
В свою очередь, победа Дональда Трампа также грозит обернуться серьёзным политическим кризисом – слишком претит скандальный кандидат с его оригинальными политическими воззрениями вашингтонскому истеблишменту (причём не только демократическому, но и республиканскому его крылу). Дело может дойти до открытого бойкотирования президента Трампа в Вашингтоне и саботажа его политики собственной партией вплоть до попытки импичмента.
Впрочем, в ещё большей степени импичмент грозит президенту Хиллари Клинтон, которая за неделю до выборов оказалась под расследованием ФБР по делу об электронной переписке бывшего госсекретаря, использовавшей личную почту в служебных целях и передававшей третьим лицам информацию, содержавшую государственную тайну.
В любом случае, президентские выборы 8 ноября не решают глубоких внутренних противоречий американского общества, а только усугубляют эти проблемы. Оба главных кандидата крайне непопулярны среди простых американцев: антирейтинг и у Клинтон, и у Трампа зашкаливает за 60%, за обоими тянется шлейф многочисленных скандалов. Завершающаяся предвыборная кампания была самой грязной в новейшей американской истории, новый президент США (кто бы им ни стал) будет иметь крайне низкую легитимность и не будет иметь кредита доверия от американцев.
В условиях поляризации американского общества, обострения внутренних проблем и непопулярности следующего главы государства США будет попросту не до внешней политики.
В том числе – не до Европы.