Юридический институт помилования редко бывает в центре внимания в странах Прибалтики. Последнее помилование, привлекшее внимание СМИ, было связано с обменом разведчиками: эстонский разведчик Эстон Кохвер был обменян на российского разведчика Алексея Дрессена. До этого оба были осуждены, а затем помилованы — специально под обмен.
Во всех трех странах Прибалтики вопросы помилования входят в исключительную компетенцию главы государства — президента. С избранием без малого год назад президентом Эстонии Керсти Кальюлайд во всех трех странах пост президента по разу занимала женщина, в связи с чем аналитический портал RuBaltic.Ru решил проверить рабочую гипотезу о том, что мотивация избрания на пост президента женщины может быть связана и с представлениями о том, что женщины гуманнее, милосерднее.
В ходе сбора материала для данной статьи люди, к которым наш портал обратился за помощью, столкнулись с определенной спецификой отношения к помилованию в Прибалтийских странах. Так, например, статистика помилований, совершенных всеми новыми президентами Латвии, размещена на официальном сайте президента республики. В Эстонии этой информации на сайте президента нет, и статистику специально для нас подготовила канцелярия президента, за что наш портал канцелярии благодарен. Информации о помилованиях нет и на сайте президента Литвы, и канцелярия президента Дали Грибаускайте категорически отказалась предоставлять ее.
Из письменного ответа канцелярии следовало, что все президентские декреты о помиловании опубликованы и, если нам нужна статистика, то мы можем ее составить сами. При этом осталось неясным, публикуется ли в Литве информация об отказах в помиловании.
Канцелярия президента Дали Грибаускайте категорически отказалась предоставлять статистику
В ходе сбора материала выяснилось также, что в Литве и Эстонии по-разному подходят к решению вопроса о защите личных данных. В канцелярии президента Эстонии подчеркнули, что могут предоставить нам только обобщенные данные, так как личные данные как о прошении о помиловании, так и о вынесенном решении закрыты. В Литве, как следует из ответа канцелярии президента, всё обстоит совсем наоборот: частные решения публикуются, но обобщающей статистики нет, в связи с чем в настоящей публикации мы приводим данные о помилованиях, совершенных исключительно президентом Далей Грибаускайте только за определенный отрезок времени, полученные из СМИ.
Литва: число помилованных
23 декабря президент Литвы Даля Грибаускайте подписала декрет о помиловании. В документе значатся четыре фамилии, хотя на милость главы государства рассчитывали 144 осужденных (удовлетворено 2,78% всех прошений). Об этом прессе сообщил Паулюс Калмантас из канцелярии первой леди Литвы. Всего же в 2016 году Грибаускайте помиловала 8 человек.
Латвия: число помилованных
Знакомство с приведенными цифрами показывает, что «наиболее милосердной» показала себя Вайра Вике-Фрейберга. Можно ли из этого сделать какие-то обобщающие выводы? Прокомментировать приведенные данные согласилась Елена Стецко, кандидат философских наук, доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ:
«Оценивая деятельность женщин-политиков, достигших постов президента и премьер-министра, можно утверждать, что гендерные характеристики на вершинах политической власти перестают играть существенную роль при принятии решений. Вторая волна феминизма, начавшаяся во второй половине ХХ века, была ознаменована борьбой за реальное участие женщин в общественной и политической жизни, за выдвижение их на ведущие посты в государственном управлении и бизнесе. Организация Объединенных Наций всячески способствовала данному процессу. С этого времени 117 женщин становились главами государств и правительств. И всегда оценка женщины-лидера на высшем посту зависела от эффективности проводимой ею (ее правительством) политики. Так же, как и лидера-мужчины.
Невозможно найти в деятельности, например, Маргарет Тэтчер или Ангелы Меркель и их кабинетов какие-либо гендерные особенности, а тем более черты, присущие женскому психотипу.
Всё и всегда определялось прагматическими интересами, складывающимися из множества факторов политической, экономической, социальной и партийной реальности».
Однако любопытный феномен количества помилований в странах Балтии, сделанных в период президентства женщин, заставляет задуматься о причинах этого явления. Наибольшее число помилований, осуществленных женщиной-президентом, было в Латвии в период нахождения у власти Вайры Вике-Фрейберги (1999–2007). Затем по данному показателю следуют Даля Грибаускайте и недавно избранная президентом Эстонской Республики Керсти Кальюлайд.
Эстония: число помилованных
Нам представляется, что есть три причины, объясняющие данный феномен: политическая целесообразность, образование и предшествующая деятельность, необходимость поддержания позитивного имиджа.
Высокий показатель помилований у Вайры Вике-Фрейберги можно объяснить тем, что в период ее правления Латвия готовилась стать членом Европейского союза (и стала им в 2004 году) и должна была соответствовать, в том числе в сфере законодательства и его применения, основным требованиям ЕС. Это включало в себя отмену смертной казни согласно Протоколу №13 к Европейской конвенции о защите прав человека (относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах). Этот протокол был подписан Латвией в мае 2002 года, однако ратифицирован только в мае 2012 года.
И хотя на практике смертная казнь не применялась с 1996 года, можно предположить, что отсутствие ратификации этого важного документа накладывало на президента дополнительную ответственность в вопросах гуманизации уголовного законодательства.
Кроме того, стоит заметить, что г‑жа Фрейберга по своему образованию и профессиональной деятельности в период жизни в Канаде была клиническим психологом. Этот факт, возможно, также повлиял на ее личное отношение к вопросам помилования. За независимость количества помилований от гендерной принадлежности говорит и то обстоятельство, что у предшественника Вайры Вике-Фрейберги, президента Гунтиса Улманиса, количество помилований еще выше.
Процент помилований у президентов Литвы и Эстонии Дали Грибаускайте и Керсти Кальюлайд тоже высокий, хотя и ниже, чем у г‑жи Фрейберги. (У Керсти Кальюлайд это, возможно, связано с относительно недавним вступлением на президентский пост). Эти показатели также можно объяснить политической целесообразностью и стремлением поддерживать демократический имидж страны и собственный имидж на посту президента.
Для подтверждения независимости количества помилований от гендерной принадлежности политического лидера можно привести динамику этих показателей в Российской Федерации. До декабря 2001 года в Российской Федерации действовала Комиссия по помилованию при президенте РФ, созданная в январе 1992 года при президенте Борисе Ельцине («комиссия Приставкина»). В период ее деятельности количество помилований было довольно велико: 1992 год — 2726 помилованных; 1995‑й — 4988; 1999‑й — 7418; 2000‑й — 8650. В связи с критикой работы данной комиссии, в 2001 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о ее роспуске и учреждении многоступенчатой процедуры рассмотрения ходатайств о помиловании. В настоящее время количество помилований в Российской Федерации резко сократилось: в 2014 году помиловано 5 человек, в 2015‑м — 2, в 2016‑м — 2. В ряде случаев (помилование Михаила Ходорковского и Надежды Савченко) этот акт имеет исключительно политический и имиджевый характер.
Бывший президент США Барак Обама за два своих президентских срока помиловал более 550 человек. Это больше, чем помиловали девять предыдущих президентов США, вместе взятых.
Никакой связи между ростом числа помилований и нахождением на высшем государственном посту женщины в глобальном масштабе не прослеживается. Поэтому можно сделать вывод, что подобные показатели (высокий процент помилований) у женщин-лидеров могут быть обусловлены прежде всего политической целесообразностью.