Тема возможных массовых протестов против «майданной» власти является одной из наиболее обсуждаемых в украинском и российском информационных пространствах в последние годы. Но пока острое социальное недовольство общества не выплескивается в акции прямого действия.
Один из бывших «смотрящих» за Донбассом, нардеп и лидер партии «Основа» Сергей Тарута заявил, что «сейчас Украина имеет очень сильную угрозу социальных протестов». Действительно, есть масса объективных предпосылок для их начала: уровень социального недовольства граждан, пожалуй, наивысший за последние четверть века, а украинская экономика деградировала к состоянию даже не третьего, а четвертого мира.
В принципе, локальные акции протестов и не прекращаются в последние годы, но ни во что большее они не выплескиваются.
Важнейшая причина, по которой протесты не имеют серьезного внутреннего потенциала, — атомизация и дезориентация общества.
Этим, в свою очередь, активно пользуются политтехнологи «майданной» власти, стравливая между собой народ по языковым, религиозным, историческим вопросам, отвлекая внимание от продолжающегося социального геноцида и беспрецедентного «дерибана» страны.
Кроме того, в результате «реформ» Украина перешла в режим индивидуального выживания, когда людям становится явно не до участия в протестах. Последние соцопросы свидетельствуют, что 54% украинцев не готовы принимать участие в протестных акциях (хотя 76% опрошенных считают, что дела в стране идут в неправильном направлении), — возможно, начинается постепенное переосмысление опыта Майдана.
Значительная часть граждан Украины в сложившихся условиях отправится скорее не на площади городов и сёл, а в терминал D аэропорта «Борисполь». Повторимся: набирающая обороты эмиграция из Украины является одним из ключевых элементов консервации послемайданного статус-кво в интересах правящего класса. Потому и добивался последний с таким рвением предоставления «безвиза».
Следующая ключевая причина, минимизирующая риск протестов, — отсутствие организационной платформы.
Системные политические игроки, формально считающиеся оппозицией к Порошенко, предпочитают либо разыгрывать «договорняки» с власть имущими и делить прибыли («Оппозиционный блок», «За жизнь»), либо не обладают ни финансовыми, ни медийными, ни силовыми ресурсами («Батькивщина» Тимошенко). Ну и, безусловно, на Украине наблюдается острейший кризис недоверия к политикам: антирейтинги всех крупных игроков на политическом поле страны составляют 70–80%.
Выходит так, что единственной силой, способной на акции прямого действия, являются националисты и представители так называемых добровольческих батальонов.
Если что и возможно на Украине, то это ультранационалистический силовой переворот. Но и это скорее из области теории, и последние штурмы местных советов в заблуждение вводить не должны.
Во-первых, ультраправые несубъектны и в подавляющем большинстве находятся под контролем Авакова и Турчинова, которые полностью встроены в нынешнюю систему власти, получив доступ к внушительному по размерам (хотя и сужающемуся) «корыту».
Очевидно, что праворадикалы в перерывах между криминальными промыслами продолжат бузить, захватывая местные советы (нередко это является инструментом в противостоянии местных финансово-политических кланов), но никаких серьезных политических последствий общегосударственного масштаба ожидать не стоит.
Во-вторых, в перевороте, который в таком случае неизбежно приведет к дальнейшей хаотизации Украины или даже к окончательному территориальному распаду, не заинтересованы внешние кураторы киевского режима, несмотря на проявляемое недовольство персоной Порошенко. А ведь внешние заказчики проекта «Майдан» еще не достигли всех поставленных целей: на Украине еще есть активы, представляющие интерес для «глобократии».
Какой вывод напрашивается из всего вышесказанного? Очень простой:
Украина продолжит существовать в формате «состоявшегося несостоявшегося государства», скатываясь всё глубже в воронку цивилизационной деградации, и никакие потенциальные протесты не способны свернуть страну с этого пути.
Сомнительно, что перезагрузка власти произойдет ранее 2019 года, когда должны пройти плановые выборы президента и парламента. Раньше — только в случае достижения международными акторами договоренностей по «украинскому вопросу».
С другой же стороны, какое имеют значение имена тех, кто будет восседать в представительных органах власти Украины следующих созывов, имитируя демократические процедуры, если государство ударными темпами лишается политического и экономического суверенитета?