Берлин переквалифицировал Москву из «партнёров» в «соперники». Такие действия на фоне заявлений Меркель о создании единого экономического пространства между Россией и ЕС и разговоров Штайнмайера о «возможности поэтапного снятия санкций» могут показаться раздвоением сознания немецкого политикума. Подобная тактика, между тем, направлена на реализацию вполне конкретных задач: решение внутригерманских электоральных проблем и раскол российской правящей элиты. Пересмотр «генеральной линии» Запада в отношении Москвы пока не планируется.
Германия переводит Россию из статуса «партнёр» в категорию «соперник». В будущей версии так называемой «Белой книги» – документа, определяющего стратегический курс официального Берлина, – в перечне угроз национальной безопасности ФРГ наряду с терроризмом, глобальным потеплением, проблемами энергобезопасности, радикальным национализмом, миграцией и киберпреступностью может появиться ещё одно наименование – «Россия». Проект новой редакции «Белой книги» предлагает применять в отношении Москвы политику на основе «правильной комбинации»: с одной стороны – натовский подход обороны и сдерживания, с другой – предложения сотрудничества.
Предыдущая версия документа была выпущена в 2006 году. В ней Россия называлась «приоритетным партнёром», с которым необходимо развивать тесное взаимодействие в рамках ЕС и Североатлантического альянса. Ранее Германия, вопреки воле НАТО, не стремилась маркировать Россию «угрозой национальной безопасности». Министерство обороны ФРГ не говорило о Москве как об агрессоре, а его руководитель Урсула фон дер Ляйен выступала против форсированной гонки вооружений, утверждая, что немецкая армия должна расширяться «в очень небольших масштабах». Сдержанное отношение к России, несмотря на общеевропейскую истерию, продолжают демонстрировать рядовые немцы. По данным мартовских опросов фонда Bertelsmann, 56% немцев не видят со стороны России военной угрозы и не одобряют политики санкций.
Лишь треть граждан ФРГ хотела бы, чтобы бундесвер защищал Прибалтику или Польшу, «если они подвергнутся нападению со стороны России».
Долгое дипломатическое лавирование Берлина и нежелание принять риторику ястребов НАТО неоднократно подвергалось критике из-за океана. В мае на страницах «рупора» американского истеблишмента The Wall Street Journal выходит резонансная статья «Германия сохраняет полное спокойствие на российском фронте» известного своей непримиримой антироссийской позицией обозревателя Джона Винокура. «С одной стороны, новый верховный главнокомандующий силами Альянса американский генерал Кертис Скапаротти говорит, что ждёт расширения российской агрессии в предстоящие годы. Его предшественник генерал Филип Бридлав заявлял, что путинская Россия “встала на путь воинственности”. С другой стороны, Германия упорно не хочет говорить об усилении и милитаризме России и не оставляет надежд на то, что Москва снова станет предсказуемой и снова превратится в выгодный центр для западного бизнеса, приносящий ему большую прибыль. Из-за партийной политики Германия в своих подходах часто отдаляется от реальности, превращаясь в миролюбивую посредницу», – упрекает официальный Берлин Джон Винокур.
Американское давление на германский политикум и реваншистские настроения немецких праворадикальных кругов, безусловно, оказывают влияние на правительство Меркель. Вот только смена статуса России в «Белой книге» бундесвера нисколько не поменяет подход Берлина к Москве, оформившийся в контексте украинского кризиса. Внешнеполитические действия Германии будут продолжать оставаться столь же «шизофреническими» на первый взгляд: сдерживание – с одной стороны, предложения сотрудничества – с другой. Теперь эта формула открыто прописана.
Бесконечные разговоры об идее создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, о чём на прошлой неделе уже в который раз вспоминала бундесканцлер Меркель во время съезда партии «Христианско-демократический союз», сопровождаются «переводом» России из партнёров в соперники. Заявления главы МИД ФРГ Штайнмайера о «возможности поэтапного снятия санкций» дополняются договорённостью о размещении в Прибалтике немецких солдат в рамках стратегии НАТО по устрашению Москвы.
Такая политика «раздвоенного сознания» выполняет две понятные задачи. Во-первых, решает электоральные проблемы внутри самой Германии, ведь через год граждан ФРГ ожидает очередное переизбрание Бундестага. Упомянутые данные опросов общественного мнения фонда Bertelsmann показывают, что большинство немцев отрицательно воспринимают конфронтацию с Москвой. Идея противостояния с Россией традиционно непопулярна среди немецких левых и отчасти социал-демократов, к которым относится министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Во-вторых, немецкий подход «сдерживания с перспективами гипотетического сотрудничества» серьёзно раскалывает российскую правящую элиту. Экивоки в адрес Москвы о снятии санкций или возможности нормализации отношений отвлекают западно-ориентированную бюрократию от перестройки экономики, программы импортозамещения и прочих мероприятий по укреплению национального суверенитета. В этом отношении новая редакция «Белой книги» тем хороша, что вносит больше ясности в скоординированную стратегию Запада, нанося удар по евроатлантическому лобби.
Ничто не мешало европейским и заокеанским партнёрам в предшествующий период «дружбы и сотрудничества» с Москвой расширять НАТО на Восток, осваивать новые геополитические пространства, «хулиганить» на постсоветских территориях.
Теперь же достаточно очевидные вещи просто начинают называться своими настоящими именами: не «партнёрство», а соперничество.
Написанное в «Белой книге» не является прямой инструкцией к действию для немецкого правительства. Между тем «генеральная линия» западных столиц в отношении России была определена задолго до идеи переписать «Белую книгу» и продолжает последовательно реализовываться. «Перезагрузка» отношений Москвы с Берлином была бы безусловной предпосылкой «оздоровления» отношений России с Западом. Вот только реальных оснований для такой перезагрузки пока не видно.