×
Политика Политика

Майданная Украина: итоги 3 лет реформ

Источник изображения: lidovky.cz

Когда в 2014-м пришедшая на волне Майдана власть объявила курс на проведение реформ, оппозиционная общественность прекрасно понимала, что в лучшем случае это обернётся переделом активов, «схем» и потоков, а в худшем – дезинтеграцией государственных институций и целым комплексом социально-экономических бед. Впрочем, никогда не бывает настолько плохо, чтобы не стало ещё хуже, – результаты «реформ» превзошли наиболее пессимистические ожидания.

Если с холодной головой проанализировать проводимые киевским правительством «реформы» (а таковых, согласно заявлениям власть имущих, имеется целых 60!), то они сводятся к следующему:

  1. Отказ государства от выполнения социальных функций.

  2. Упрощение структуры экономики путём ликвидации перерабатывающей промышленности.

  3. Создание новых механизмов присвоения коррупционной ренты.

  4. Создание институций, симулирующих правоохранительную деятельность.

Вместе с тем каждая из реформ дезорганизует свою сферу и требует немалых бюджетов. Наглядный пример – «реформа» патрульной полиции, проведённая с привлечением грузинской команды «европейских профессионалов» на деньги американских и канадских налогоплательщиков.

Через полтора года невозможно не констатировать, что реформа полностью провалена: новосозданная полиция сохранила в себе худшие черты старой милиции, при этом уровень профессионализма кадрового состава, куда инфильтрированы откровенные уголовники и представители ультраправых группировок, после многочисленных волн люстраций упал ниже плинтуса. А уровень преступности давно превзошёл эпоху первоначального накопления капитала – «лихие» 1990-е годы.

Жирную черту под реформой системы МВД подвело происшествие, имевшее место на днях под Киевом. В результате перестрелки между различными структурами МВД погибло 6 силовиков. 

Трагическая случайность или передел «кормовой базы» (чем традиционно, наряду с политическими репрессиями, занимаются украинские «правоохранители») – пока что непонятно.
Четверо погибших в Княжичах полицейских были расстреляны в машине Государственной службы охраны (ГСО)
Четверо из шести погибших в Княжичах полицейских были расстреляны в машине Государственной службы охраны (ГСО)

Тем не менее глава МВД Аваков (к слову, один из лидеров пресловутой «партии войны») и его клевреты, несмотря на массу накопившегося негатива и отсутствие малейших результатов расследования громких убийств (чьи заказчики находятся в т. ч. в высоких киевских кабинетах), и не думают подавать в отставку. Помимо того, что Украиной сегодня правят люди с ампутированной совестью, потеря власти в сегодняшних реалиях резко повышает шансы на лишение не только свободы, но и, в наиболее экстремальном варианте, жизни. Кому, как не Авакову, наплодившему массу врагов за последние три года, знать об этом.

Следующая реформа, которой так бравируют в Киеве, – создание многочисленных антикоррупционных контор. В результате сегодня на Украине функционируют целых девять (!) структур, в чьи полномочия входит борьба с коррупцией: новосозданные по настойчивым требованиям западных «партнёров» Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), а также «старые» Генпрокуратура (ГПУ), военная прокуратура, СБУ, МВД, Государственная фискальная служба (куда входит налоговая полиция), Минюст. В скором времени к вышеуказанному списку добавятся Государственное бюро расследований (ГБР) и Антикоррупционный суд.

Обилие контор приводит лишь к ведомственной конкуренции за право подмять под себя коррупционные потоки – доходит до гротеска, когда ГПУ (возглавляемая порошенковским кумом Луценко) проводит обыски в офисе НАБУ, а сотрудники данных ведомств устраивают между собой драки прямо в центре Киева.

Шесть волн изменений антикоррупционного законодательства, три волны люстрации судей, создание трёх антикоррупционных ведомств – а КПД этих шагов даже не нулевой, а отрицательный. К примеру, при расходах на НАБУ в 2016-м размером в 1 млрд гривен (40 млн долларов) в госбюджет возвращено только 50 млн гривен (при уровне потерь государства от коррупции за 3 года не менее 120 млрд грн.). А наиболее крупным чиновником, который отправился за решётку из-за коррупционных действий, стал глава районной государственной администрации. Все остальные – либо «порешали» со следствием, либо, пользуясь неприкосновенностью (судьи и два депутата Рады – С. Клюев и Онищенко), убежали за границу.

Круговая порука и разложившиеся из-за взяточничества силовые ведомства стали причиной того, что наибольшее наказание за коррупцию сегодня на Украине – это остракизм, т. е. изгнание из «пищевой цепочки» в обмен на личную свободу. Естественно, сами беглые коррупционеры планируют вернуться к «корыту» в следующих политических циклах.

Президент Петр Порошенко и министр финансов Александр Данилюк (посередине)Президент Петр Порошенко и министр финансов Александр Данилюк (посередине)

Известно, что рыба гниёт с головы. Люди, являющиеся частью проблемы, не могут быть решением данной проблемы. Как минимум пока не расследован оффшорный скандал («Панама-гейт»), где фигурируют имена Порошенко и главы Минфина Данилюка, борьба с коррупцией на Украине будет выглядеть как большая профанация, на которой зарабатывают колоссальные деньги.

Диагноз украинскому антикоррупционному имитаторству поставило американское издание The Washington Times, заявив следующее: «На Украине такая коррупция, что даже нигерийский принц был бы смущён».

Но, к сожалению, пока западный истеблишмент продолжает закрывать глаза на «реформаторские» проделки своей клиентелы на Украине. Впрочем, всё может измениться уже в следующем году с началом работы новой вашингтонской администрации и трансформацией власти в ключевых европейских столицах.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров