×
Политика Политика

В Латвии продолжают имитировать политику интеграции общества

Источник изображения: maminklub.lv

В бюджете Латвийской республики 2016 года зарезервированы деньги на сплочение общества и развитие демократии. Несмотря на полное фиаско политики интеграции, что неоднократно признавали и ее архитекторы, имитация деятельности в этом направлении продолжается. Проблема, однако, кроется вовсе не в слабой эффективности принимаемых программ и концепций, а в самом проекте Латвии как «государстве латышей». Поэтому любые вливания бюджетных средств в ее решение будут являться абсолютно бессмысленными.

Латвийский законотворец сумел отыскать деньги для третьего сектора. В бюджете следующего года, после мероприятий по его консолидации, нашлось 400 тыс. евро для поддержки НКО, деятельность которых направлена на интеграцию общества и развитие демократии. Деньги уже заложены в казну Минкульта. Оттуда они перейдут Фонду общественной интеграции, который и будет заниматься распределением средств.

На что потратить консолидированные 400 тыс., пока не решено. Ответственным лицам еще предстоит собрать рабочую группу, которая будет решать, какие проекты поддерживать, а каким отказать в финансировании. Приоритетные направления, однако, уже прописаны в новой концепции «О создании фонда для общественных организаций, финансируемых государством». Так, будут поддержаны те НКО, деятельность которых направлена на укрепление сотрудничества между третьим сектором и государством, на усиление «правильных» НКО, а также на качественное соучастие НКО в процессе принятия государственных решений. Первые конкурсы на получение грантов начнутся уже весной будущего года.

Интересно, что новый фонд не является отдельной структурой, а представляет из себя исключительно строку в бюджете. Администратором этой бюджетной позиции объявлен уже упомянутый Фонд интеграции общества (ФИО).

ФИО был основан в 2001 году. Как видно из названия, основной заявленной целью Фонда является сплочение жителей Латвии и построение консолидированного общества, что на языке политбомонда частенько называется созданием «политической нации».

Фонд ежегодно вручает призы и денежные премии за «единение общества».

В этом году бюджет ФИО составил рекордные 10 млн евро. Деньги пошли на поддержку таких проектов, как Центр национальной интеграции, Программа изучения латышского языка, Программа реэмиграции, Программа по гендерному равноправию, «Портрет граждан третьих стран в Латвии» и обмен опытом в вопросе интеграции беженцев и др.

Беглый взгляд на перечень поддержанных Фондом программ и проектов дает понять, что проблема двухобщинности латвийского общества не является приоритетной для правящей верхушки. Единственным инструментом для сглаживания противоречий между русскоязычным и латышским населением чиновники правительства и, в частности, Минкульта по-прежнему видят в малоэффективных курсах латышского языка.

О том, что интеграция латвийского общества потерпела фиаско, говорилось неоднократно. Уровень владения нацменьшинств латышским языком, а также межкультурный диалог законсервировались на уровне предыдущих лет.

«Чтобы диалог стал активнее, прогрессивнее и насыщеннее, латышам следует быть более открытыми с другими национальностями», — заявила научный сотрудник Балтийского института социальных наук Эвия Кляве на конференции «Роль национальных меньшинств в развитии государства в мультикультурном пространстве», организованной Союзом белорусов Латвии в мае этого года.

Основной причиной провала интеграции, конечно, является вовсе не закрытость латышей и нежелание вступать в диалог с другими национальностями. Раскол между двумя общинами заложен в самом проекте создания латвийского государства как «государства латышей», который стал реализовываться после выхода республики из Советского союза. Во главу угла была поставлена этничность. Сохранение «латышскости» стало осуществляться за счет попрания прав других национальных групп на развитие своих языка и культуры. Был создан институт неграждан. Началась ассимиляция меньшинств.

Казалось, что со временем национальные элиты должны осознать бесперспективность такого пути развития и начать предпринимать шаги по преодолению общественного раскола. Однако идея «Латвии для латышей», напротив, принимает институциональное оформление.

О какой интеграции общества можно говорить, если в новой Преамбуле к конституции ЛР вводится понятие «государственная нация», которой считается вовсе не «латвийский народ», а «латышская нация»?

Наиболее емко «успехи» общественной интеграции характеризует тот факт, что среди неграждан гражданство соседней республики пользуется гораздо большим спросом, нежели латвийское. В последние пять лет число лиц, выбирающих российское гражданство, значительно превышает количество натурализовавшихся.

Таким образом, ни принятие концепции «О создании фонда для общественных организаций, финансируемых государством», ни найденные в бюджете 400 тыс. евро не смогут привнести никакого позитивного влияния в процесс интеграции латвийского общества. Откровенно говоря, никто этого и не ждет.

Еще в 2008 году — с закрытием «Секретариата по делам интеграции» — на любых позитивных сдвигах в вопросе сплочения общества был поставлен крест. Национальные общества попросту перестали получать государственное финансирование и превратились в объект для ассимиляции.

Однако основным в вопросе общественного примирения остается вовсе не денежный, а политический компонент.

Пока латвийские «нациястроители» не поймут, что без ликвидации института массового безгражданства и компромиссного решения языкового вопроса реальный двусторонний диалог невозможен, все комиссии по интеграции будут не более, чем имитацией деятельности и конторами по неэффективному расходованию бюджетных средств.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров