×
Политика Политика

Бумеранг ксенофобии: Прибалтика озабочена судьбой соотечественников в Британии

Источник изображения: icdp.net

Ощущения литовцев, латышей и эстонцев после Brexit – калька с ощущений русскоязычных после распада СССР.

Исход британского референдума о выходе страны из Евросоюза поставил под вопрос благополучие многочисленных иммигрантов из стран Балтии. По самым скромным подсчётам, на территории Альбиона проживают порядка 145 тысяч литовцев, 100 тысяч латышей и 17 тысяч эстонцев. Большинство отправились в Британию в поисках лучшей жизни после вступления Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС в 2004 году. Теперь они опасаются, что после Brexit атмосфера в Соединённом Королевстве изменится в худшую сторону. Некоторые уже ощущают негатив на себе, что немудрено, ведь одним из ключевых посылов сторонников кампании за выход была простая мысль, что мигранты разрушают национальную экономику.

Переживают за сограждан и власти на родине. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс написал письмо на имя британского секретаря внутренних дел Терезы Мэй с просьбой не допустить ксенофобских выпадов в адрес литовцев. «Мы обеспокоены такими участившимися случаями, так что я… выразил обеспокоенность в связи с этими участившимися событиями, когда люди становятся жертвами насилия предположительно по этническому принципу», – передал министр содержание письма. 

Он также передал британским властям, что литовская диаспора напугана повысившимся напряжением в британском обществе, и пожелал, чтобы ксенофобские настроения не распространялись дальше.

Ранее схожие идеи высказывал его латвийский коллега Эдгар Ринкевич, который сообщил, что защита соотечественников станет приоритетом в дальнейших переговорах с Британией. Он выразил надежду, что Лондон «эффективно отреагирует на все случаи проявления нетерпимости по отношению к латвийцам». Если переговоры в формате Британия – ЕС окажутся безрезультатными, Латвия рассчитывает продолжить общаться с британской стороной в двустороннем порядке и даже заключить с Лондоном особый социальный договор относительно заботы о латышах. О важности защиты «своих людей» на чужбине говорили и в МИД Эстонии. Все, как одна, страны Балтии ещё до Brexit настаивали на том, что мигранты ни в коем случае не должны подвергаться дискриминации в Британии.

Тревогу Вильнюса, Риги и Таллина за судьбу своих сограждан нельзя назвать безосновательной. Ещё до дня голосования 23 июня в диаспорах циркулировали панические настроения. Немецкая газета Deutsche Welle специально пообщалась с мигрантами из Прибалтики накануне референдума – многие говорили о беспокойстве, чувстве неопределённости и том, что живут в «режиме ожидания». Их опасения подтвердились: практически сразу после известий о победе сторонников Leave («за выход») по Британии прокатилась волна антимигрантских выступлений – вандализм, угрожающие граффити, всплеск неприязни на бытовом уровне. 

Уроженцы Прибалтики стали чаще жаловаться на агрессивное отношение со стороны британцев. 

Им пришлось основать тематические сообщества в социальных сетях, чтобы делиться историями нападок. «Мне даже плакать хочется. Приходится слышать такие комментарии, как "пакуй свои чемоданы и езжай туда, откуда приехала", – жаловалась Лайма Бренцс, руководитель бюро консультаций и переводов в городе Спалдинг. – Даже коллеги, с которыми многие годы были дружеские отношения, позволяют себе спрашивать: "Ну, ты уже закончила собирать сумку?"» Глава литовской диаспоры Даля Асанавичюте выразила настроения общины: «Мы шокированы. Буквально шокированы... Никто не знает, что будет дальше». Ситуация может ухудшиться – прибалтийская пресса обсуждает, что получить разрешение на работу отныне мигрантам будет сложнее без заключения новых международных договоров.

В некоем кармическом смысле страхи и тревожные ощущения литовцев и латышей в современной Британии, выбравшей путь неограниченного суверенитета, являются зеркальным отражением того, как ощущали себя русскоязычные в Прибалтике в 1988–1991 годах, когда три республики мчались к независимости от СССР. 

Обидные граффити «убирайтесь, паразиты» и националистические лозунги опьянённых успехом Brexit в Британии до боли напоминают «убирайтесь, оккупанты», «Иван, иди домой» и «чемодан, вокзал, Москва», звучащие на митингах и фигурирующие в газетах эпохи «Саюдиса» и Народных фронтов. 

Равно как и немыслимые ситуации, когда вчерашние соседи и коллеги по работе начинают вдруг намекать людям на то, что им пора убраться на историческую родину, – это также отлично знакомо русскоязычным Прибалтики, и именно это сейчас испытывают литовцы, латыши и эстонцы в Британии, а балтийские власти пытаются предотвратить. Не говоря уже об известной истории, когда в начале 90-х сотни тысяч русскоязычных Латвии и Эстонии в одночасье лишились гражданства и получили беспрецедентный в европейской и мировой практике статус неграждан.

Вместо возможной канадской или бельгийской модели многоязычия три республики объявили государственными исключительно языки титульных наций. В Литве, помимо русских, ущемлёнными себя ощутили поляки; до сих пор они вместе с русскими проводят митинги и пикеты в защиту школ нацменьшинств и права учиться на родном языке (последний состоялся 16 июня у посольства США в Вильнюсе). Чаяния тысяч прибалтийских мигрантов в Британии сейчас выглядят как вернувшийся бумеранг из 90-х – напоминание о том, насколько ужасно оказаться чужим в стране, где на тебя сваливают все беды, что в итоге приводит ко множеству личных трагедий. Власти Литвы, Латвии и Эстонии, в свою очередь, получили редкую возможность понять, почему Москву волнует судьба соотечественников, где бы они ни находились, и почему русских беспокоит институт негражданства и дела с русскоязычным образованием в странах Балтии.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров