В Латвии вслед за Литвой задумались о необходимости прекратить практику блокирования российских телеканалов. Причиной смены настроений в Риге и Вильнюсе стало не внезапно проявившееся у местных чиновников уважение к демократии и свободе слова, а жёсткая реакция Брюсселя на прибалтийскую политическую цензуру.
В конце прошлого месяца Комиссия по телевидению и радиовещанию Литвы объявила об отмене ограничений на вещание российских телеканалов «РТР Планета» и «НТВ Мир Lithuania». В начале прошлого года Комиссия обязала литовских ретрансляторов перевести данные телеканалы в разряд платных, объяснив это тем, что в программах РТР и НТВ, по оценке литовских чиновников, высказывались утверждения, способствующие разжиганию межнациональной розни. Теперь же Литовская комиссия по телевидению и радиовещанию своё собственное решение отменила.
«Мы в своей работе руководствуемся законами Литвы. Когда применяются такие решения, требования к таким процедурам в нашем законе не предусмотрены», – прокомментировал решение своего ведомства председатель Литовской комиссии по телевидению и радиовещанию Эдмундас Вайтекунас.
Однако достойную, исполненную благородства отповедь клеветникам Литвы Вайтекунасу испортил атташе по делам аудиовизуализации, культуре и авторским правам Литвы при представительстве ЕС Саулюс Шиманаускас, признавший: решение отменить плату за просмотр российских телеканалов было принято под давлением Евросоюза.
Ограничения против российских телеканалов были сняты после того, как Еврокомиссия указала Литве, что перевод каналов в платный пакет является санкционной мерой, которая влияет на канал, в связи с чем для вынесения подобных решений необходимо советоваться как с транслятором, так и с Брюсселем.
«Согласно мнению Еврокомиссии, любое, даже малейшее действие, ограничивающее свободу доступа, может попасть в аудиовизуальную директиву, поэтому необходимо информировать поставщика услуг о проблемах и сообщать заранее о применяемых мерах, а не браться за них сразу», – заявил Саулюс Шиманаускас.
Жёсткая реакция Еврокомиссии на борьбу с российскими телеканалами вызвала переполох не только в Литве, но и в Латвии, где пару месяцев назад поддались дурному литовскому примеру и отключили телеканал «РТР Планета». «Решение, которое вынуждена была принять Литва, – это серьёзное предупреждение для Латвии, которое означает, что усиление местных СМИ должно стать приоритетом правительства», – заявила глава Латвийской ассоциации вещающих организаций Гунта Лидака. С учётом позиции Брюсселя, высказанной по Литве, принятое в мае решение Латвийского национального совета по электронным СМИ о временном запрете на ретрансляцию и распространение программ телеканала «РТР Планета» на территории Латвии, вероятнее всего, также придётся отменить – считает Гунта Лидака.
В обоих случаях – и латвийском, и литовском – характерна аргументация местных чиновников.
Ответственным товарищам из Прибалтики подчёркнуто нет никакого дела до демократии и свободы слова – свои действия по запрету или отмене запрета телеканалов они оценивают только по критерию того, даст им Брюссель по шее за введение цензуры или не обратит внимания на их мелкие провинциальные шалости.
Прибалтийские функционеры ведут себя как вор-карманник, который раскаивается не в том, что вытащил кошелек, а в том, что его поймали за руку. Не будь над ними руководящего и направляющего центра, в руководстве Латвии и Литвы и не задумывались бы над всякими пустыми абстракциями вроде плюрализма мнений, свободы слова и демократии – как максимум, попрекали бы отсутствием всего этого Беларусь или Украину, внутри своих стран не обременяя себя такой ерундой.
Но руководящий и направляющий центр над Прибалтикой есть (и не один), и ничего с ним не поделаешь. Как ни пытались деятели из балтийских республик привить старшим товарищам свою систему ценностей – ничего не получается. Все прибалтийские попытки последних лет убедить европейских союзников следовать литовскому примеру, отключать и запрещать «русскую пропаганду» проваливались, неизменно сталкиваясь с глубоким и искренним недоумением европейцев.
Аудитория Первого канала в Германии (вещающего также на Польшу и Чехию) составляет 3 миллиона человек, и немцы, когда их спрашивают, не могут поверить, что им кто-то «ради их же блага» предлагает что-то запретить. Если немцам что-то не нравится, то они и сами не станут, но лишать их возможности получать альтернативную информацию из опасения, что они своим куцым умишком не смогут отличить правду от лжи – это же просто оскорбление!
Таков подлинный европейский подход к свободному доступу к информации. Этот подход разделяют и за океаном: в уже проанализированном ранее докладе Heritage Foundation о том, что США должны защитить Прибалтику от «русской угрозы», даже исполненные сочувствия и чувства солидарности с прибалтийскими властями американские неоконсервативные эксперты не могут найти оправданий литовской практике отключения российских телеканалов. «Почувствовав опасность, исходящую от российских стратегических коммуникаций, в октябре 2014 года Литва запретила литовский телеканал, который был ретранслятором российского канала новостей. Тем не менее в демократическом обществе запрещение телевизионных станций – не лучшая стратегия. Долгосрочный успех в противодействии российской информационной пропаганде зависит от того, предлагаются ли правдивые новости в качестве альтернативы», – вынуждены были напомнить американские «ястребы» прибалтийским союзникам.
Характерно, что тот же европейский подход разделяют многие простые жители самой Прибалтики, воспринимающие как оскорбление своих умственных способностей и ущемление своего фундаментального права на свободу выбора многолетнюю практику литовских властей один за другим отключать российские телеканалы. И только правящие элиты Прибалтики не замечают в происходящем ничего скандального.
Неудивительно, ведь ментально все эти люди остались в светлых временах отделов по агитации и пропаганде ЦК Коммунистических партий Литовской и Латвийской ССР.
Вероятно, теперь, заседая в разных Национальных комиссиях и Советах по работе средств массовой информации, они искренне не понимают, до какой степени их деятельность антиевропейская. И лишь периодические грозные окрики из ОБСЕ, Еврокомиссии или Госдепартамента заставляют их вздрагивать, недоумённо оглядываться и нервно спрашивать друг у друга: а что мы делаем не так?
Стоит ли после этого удивляться, что жители Эстонии, Латвии и Литвы остаются одними из самых больших поклонников Евросоюза? Европейская интеграция для них – это не только возможность свободно сбежать на заработки в Европу и не только возможность получать дотации из структурных фондов ЕС. Это ещё и возможность того, что внешний руководящий центр хотя бы изредка будет давать местным царькам по шее, вынуждая их вести себя по-европейски. А это зрелище стоит мессы.