×
Политика Политика

Сентябрь 2017: последний месяц Минских соглашений?

Источник изображения: http://www.20khvylyn.com

Сентябрь может стать последним месяцем в истории Минских соглашений. Этому способствуют как политические, так и геополитические факторы. Однако нужно обратить внимание и на важный юридический аспект: 16 сентября 2017 года истекает срок действия особого порядка местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Юридический фактор

К тому, что ни один пункт Минских соглашений не был выполнен полностью, все уже как-то привыкли. Многие эксперты называли Минск‑2 «мертворожденным» еще в феврале 2015‑го года. Причины имелись. Во‑первых, в документе очень много «расплывчатых» формулировок, которые можно трактовать по‑разному; во‑вторых, с самого начала было понятно, что выполнение Минска‑2 невыгодно киевскому режиму и лично Петру Порошенко. Однако нельзя отрицать и то, что именно Минские соглашения остановили полномасштабную войну образца 2014‑го — начала 2015 годов между Украиной и республиками Донбасса, хотя и мира не принесли.

Петр ПорошенкоПетр Порошенко

В сентябре Минским соглашениям может прийти конец: 16 сентября 2017 года заканчивается срок действия особого порядка местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

На первый взгляд может показаться, что это полная ерунда, ведь этот режим так и не стал реальностью. А значит, что может быть страшного в том, что его срок истечет?

Раз ничего не было, значит ничего и не исчезнет.

Но не всё так просто. В статье 4‑й Второго минского меморандума сказано: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.». 

То есть закон, который устанавливает особый порядок местного самоуправления, является базисом для Минска‑2. Именно на основании данного нормативного акта должны быть разработаны «правила игры» местных выборов на Донбассе.

Выборы, со своей стороны, являются альфой и омегой всего минского процесса: на них «завязаны»  основные шаги, которые стороны конфликта должны сделать для примирения.

Так в чем же проблема? Пусть срок особого порядка местного самоуправления истечет, но закон останется ?

И снова всё непросто.

Любой нормативно‑правовой акт должен регулировать определенные отношения. В этом его сущность, предназначение, и вообще, смысл существования.

До 16 сентября закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» будет регулировать отношения, которых нет, но которые потенциально могут возникнуть, хотя бы теоретически.

После 16 сентября данный документ вообще ничего регулировать не будет. А значит, этот закон можно смело назвать ничтожным.

С юридической точки зрения определение,  конечно, неверное, зато правильно передает смысл.

Нужно отметить, что закон об особом прядке местного самоуправления с самого начала носил пропагандистский характер, документ был написан нечетко, его нормы порождали больше вопросов, чем давали ответов. Закон был нужен Порошенко только для того, чтобы продемонстрировать жителям Украины, что он пытается остановить войну.

В 2014 году Порошенко еще пытался изображать из себя «голубя мира», так как пришел к власти с обещанием спокойствия для Украины.

Но ситуация быстро изменилась. После встречи в Минске 12 февраля 2015 года, когда закон, о котором говорилось выше, стал базисом для Минска‑2, украинская сторона поступила как шулер.

Петр Порошенко, Александр Лукашенко и Владимир Путин на встрече в Минске в феврале 2015 годаПетр Порошенко, Александр Лукашенко и Владимир Путин на встрече в Минске в феврале 2015 года

17 февраля 15‑го года в документ были внесены изменения, которые увязали введение особого порядка местного самоуправления с местными выборами, согласно Минскому протоколу подготовка к выборам должна была идти на основе закона об особом порядке местного самоуправления. Получился замкнутый круг.

Политическая сторона

Истечение срока особого порядка местного самоуправления может иметь не только формально‑юридические последствия, но и конкретные политические. Очень вероятно, что это станет одним из обоснований для принятия киевским режимом закона «О реинтеграции Донбасса». «Мы давали три года Донбассу, чтобы он выполнил условия и получил особый статус. Раз этого не произошло, мы будем ввести другую политику», — могут заявить Киеве.

Подобное заявление, конечно, было бы верхом лицемерия, но киевскому режиму к этому не привыкать.

Текста законопроекта «О реинтеграции Донбасса» пока нет в публичном доступе, но шума этот документ уже наделал немало. Так, согласно информации из СМИ, в проекте будут содержаться такие нормы, как признание ДНР и ЛНР оккупированными территориями, признание России страной‑агрессором.

Понятно, что если республики Донбасса будут названы Украиной оккупированной территорией, то это на 100% будет противоречить Минским соглашениям. Ведь в их основе лежит константа, что Донбасская война — это внутренний конфликт между украинской властью и жителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Если же Верховная рада на законодательном уровне объявит Донбасс оккупированным, а Россию — агрессором, то этим киевский режим окончательно откажется от диалога с жителями Донбасса.
Майданная власть не выполнила ни одного обещания из тех, которые давала в 2014‑м году своему народу

Майданная власть не выполнила ни одного обещания из тех, которые давала в 2014‑м году своему народу

На практическом уровне это может иметь следующую форму: в контактной группе в Минске представители Украины отказываются от любого диалога с представителями ДНР и ЛНР и требуют ввести переговоры лишь с представителями России.

А так как РФ не является стороной конфликта, такое поведение украинской стороны по факту похоронит Минск‑2 окончательно.

Порошенко и другие власть имущие при этом будут клясться в приверженности Минским договоренностям. А западные «партнеры» будут делать вид, что верят.

Пойдет ли на это режим Порошенко? Вероятность очень высока. Майданная власть не выполнила ни одного обещания из тех, которые давала в 2014‑м году своему народу. Вместо процветания и европейского уровня жизни — уничтоженная экономика и нищета. Вместо борьбы с коррупцией — ее расцвет. Вместо деолигархизации — президент олигарх. И сегодня режим Порошенко продолжает держаться за счет того, что очень много по‑прежнему списывается на войну.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров