4 июня прошёл внеочередной съезд латвийской партии «Единство». Главная цель собрания – выборы нового председателя, а также членов правления этой политической силы. Новым лидером «Единства» оказался избран экс-еврокомиссар по энергетике и развитию Андрис Пиебалгс, перед съездом заверивший избирателей, что в течение полугода рейтинг партии достигнет 10%, а на выборах следующего года «Единство» получит минимум 5% мандатов. В то же время для партии, переживающей сейчас не самые лучшие времена, такие утверждения звучат несколько наивно и направлены скорее на внушение оптимизма сторонникам, чтобы удержать симпатии к партии, явно находящейся на грани раскола.
На высший партийный пост, помимо Андриса Пиебалгса, претендовал также депутат Сейма Эдвард Смилтенс. По мнению профессора Латвийского университета политолога Яниса Икстенса, оба кандидата имели равные шансы на победу, и исход голосования могли решить несколько десятков голосов. Действительно, прогноз профессора оказался верным: Андрис Пиебалгс получил 237 голосов делегатов, тогда как Эдвард Смилтенс – 198, лишь на 37 голосов меньше. Это свидетельствует, что борьба между ними продолжалась до самого конца и значительное количество членов партии не видит Андриса Пиебалгса её лидером. Как отмечает политолог Оярс Скудра, линия раскола проходит по региональному уровню.
По его словам, группа лидеров партии скорее готова поддержать кандидатуру Пиебалгса, а члены региональных отделений, находящихся далеко от Риги, наоборот, более склоняются в сторону Смилтенса.
Такое разделение имеет вполне логичное объяснение. Андрис Пиебалгс, в силу ранее занимаемой им должности, имеет очень солидный опыт европейской работы, но из-за этого менее компетентен в том, что происходит в Латвии. В то же время Эдвард Смилтенс лучше разбирается как раз в местной специфике. Он сохраняет стабильные контакты с рядовыми членами партии в регионах и пользуется их доверием, что показали выборы правления. По результатам именно Смилтенс оказался выбранным от региональной квоты и будет представлять Видземе, где «Единство» пока ещё сохраняет довольно сильные позиции. Тем самым, если на выборах в самоуправления «Единство» потерпит поражение в регионах, то вполне возможно, что многие местные представители обвинят в этом лидера партии, указав на непонимание им латвийских реалий.
Рейтинг «Единства» продолжает снижаться.
По данным Центра SKDS, в мае партию поддержали бы лишь 5,4% избирателей, тогда как ещё год назад их было в два раза больше. По мнению Скудры, несмотря на смену лидера, после съезда «Единству» всё ещё придётся тяжело, и партии нужно считаться с тем, что её популярность будет находиться в районе 5%–7%. Единственное условие, при котором популярность партии может вырасти, – это если она справится со своими внутренними проблемами. Однако они настолько глубоки, что за короткий срок решить их невозможно. Разные партийные группировки тянут партию каждая в свою сторону, порой предлагая совершенно противоположные инициативы, что не позволяет ей выработать ясную стратегию на муниципальных выборах. Избиратели всё это отлично видят, поэтому и выбирают другие политические силы. Вследствие этого заявления Пиебалгса об увеличении рейтинга до 10% в течение полугода не имеют под собой никаких оснований и лишь выставят его в дурном свете, что не увеличит популярность «Единства».
Также не стоит забывать, что двое других коалиционных партнёров – Союз «зелёных» и крестьян и Национальное объединение «“Всё – Латвии!” – ТБ/ДННЛ» – не заинтересованы в увеличении популярности «Единства». СЗК планирует получить голоса их сторонников в регионах, тем самым окончательно закрепившись в роли партии власти, тогда как националы рассчитывают на поддержку сторонников «Единства» в Риге.
Поэтому не исключено, что эти две партии за оставшийся до выборов год будут пытаться дискредитировать «Единство» и его нового лидера в глазах латышского электората, чтобы после муниципальных выборов устроить передел сфер влияния в парламенте и правительстве в свою пользу.
Также на возможность Андриса Пиебалгса вывести партию из кризиса будет влиять и то, как сложатся его отношения с теперь уже экс-лидером «Единства» Солвитой Аболтиней, которая, несмотря на отказ баллотироваться в председатели партии, осталась в её правлении. 212 делегатов съезда выразили ей доверие, и этих голосов с лихвой хватило для избрания. Больше голосов, чем Аболтиня, получил лишь Карлис Шадурскис (216), что недвусмысленно свидетельствует: экс-председатель ещё пользуется большим влиянием в «Единстве» и так просто свои позиции не сдаст. Интересно, что экс-премьер Лаймдота Страуюма оказалась не избрана в новое правление, как и все представители либерального фланга: депутаты Сейма Андрей Юдин, Интс Далдерис и Алексей Лоскутов. Становится ясно, кого члены партии считают виновными в том, что «Единство» лишилось поста премьера, а кому продолжают выказывать поддержку и уважение.
Вследствие этого не исключено, что либеральные депутаты могут быть не допущены до парламентских выборов, которые пройдут в 2018 году.
Если они всерьёз рассчитывают на переизбрание, то у них есть только два пути: или пытаться всеми силами восстановить свою популярность в партии путём жёсткого конфликта с Солвитой Аболтиней, или выходить из неё, создавая новую политическую силу. К сожалению, «Единству» любой из этих двух вариантов грозит снижением рейтингов, потерей избирателя и обострением проблем внутри партии. По новому закону баллотироваться в парламент могут лишь партии или объединения, созданные за год до выборов. Тем самым уход несогласных должен произойти как можно раньше, чтобы они смогли подготовиться к будущим выборам в самоуправления и использовать их как трамплин для попадания в парламент, оттянув себе голоса сторонников «Единства».
В ночь после выборов Сейма в 2014 году Солвита Аболтиня, комментируя итоги, заявила, что «Единство» преодолело традиционное проклятье трёх выборов, заключавшееся в том, что партия власти после трёх выборов в Сейм на четвёртые утрачивает в нём своё представительство или уходит в оппозицию, лишаясь влияния. Да, если вспомнить, то две предыдущие партии власти, «Латвийский путь» и Народная партия, действительно три раза показывали хорошие результаты на парламентских выборах, а потом проваливались, тогда как «Единство» представлено в Сейме уже пятый созыв. Однако Солвита Аболтиня забыла, что в выборах как 8-го, так и 9-го Сейма «Единство» не принимало участия – тогда была партия «Новое время», а само «Единство» образовалось лишь в 2010 году перед выборами 10-го Сейма. Вследствие этого ничего ещё не преодолено – парламентские выборы 2018 года как раз и будут решающими для «Единства» и, судя по всему, окажутся для него роковыми.