В странах Балтии не хватает медработников, Латвия и Литва страдают от дефицита базовых специалистов последние 5–7 лет. Еще во время учебы будущие выпускники университетов и медучилищ готовятся к отъезду за границу. Причина проста — нехватка в бюджетах Прибалтийских республик денег на здравоохранение, на достойные зарплаты врачам. У политиков другие приоритеты — рост военных расходов и защита от России; медицина остается хронически недофинансирована. Зато развитые западные экономики, пользуясь ситуацией, с энтузиазмом «вербуют» молодых прибалтийских специалистов себе.
В Латвии не хватает около 2000 врачей, еще в 2015 году бил тревогу глава Латвийского общества больниц Евгений Калейс. «Общий объем медсестер в Латвии снизился в два раза, а объем врачей за последние годы снизился на 20%. Многие из специалистов после окончания университетов уезжают далее учиться и работать в другие страны», — говорил Калейс. Дефицит персонала вынуждает многие региональные больницы прикрывать на время целые отделения. Такая ситуация наблюдалась в Алуксне, Добеле, Кулдиге, в Даугавпилсской региональной больнице, в Огре, Мадоне, Резекне, Гулбене. Когда врачи уходят в отпуск, работа останавливается, их просто некому заменить. В случае острых заболеваний пациентов нередко приходится везти в Ригу на машине скорой помощи.
Но и столичные медучреждения страдают от кадрового голода. В апреле прошлого года руководитель Детской клинической университетской больницы Анда Чакша сообщила о нехватке в лечебном заведении 86 врачей и 99 сотрудников из числа персонала по уходу за пациентами. Следствием этого стали огромные очереди к специалистам. Ожидать приема у офтальмолога можно было через 155 дней, у кардиолога — через 107 дней, у психиатра — через 88 дней.
Если в предкризисный 2008 год в Латвии работало 8437 врачей, то в 2015 году — лишь 7626. За семь лет страна потеряла 10% работников системы здравоохранения высшей квалификации. Как показывает практика, университеты оказались неспособны компенсировать эту убыль. Не потому, что профессия врача вдруг обесценилась. Напротив, медицинские факультеты латвийских вузов ежегодно ломятся от наплыва студентов.
Вот только учатся будущие специалисты-врачеватели большей частью «на экспорт». Свыше половины молодых врачей, которые только что закончили вуз и получили диплом, покидают страну в течение шести месяцев.
Студенты медицинского факультета Рижского университета им. Страдиня
У литовских соседей дела обстоят не лучше. Еще несколько лет назад зампред парламентского Комитета по здравоохранению Антанас Матулас рассказывал, что 75% резидентов после окончания учебы планируют эмигрировать. Медработники массово бегут в Норвегию, Швецию, Германию, Англию и даже Бельгию. Только один специализированный немецкий журнал каждую неделю публикует список из двух тысяч медицинских вакансий. «После попыток посчитать, кто и сколько зарабатывает, сколько работают, многие врачи выбрали работу за границей. Поэтому масштабы эмигрирующих огромны, выучить язык молодым людям несложно», — неутешительно заключил Матулас. Сегодня такие города Литвы, как Биржай, Шилале, Пасвалис или Шилуте, страдают от катастрофической нехватки врачей-специалистов: кардиологов, травматологов, неврологов, окулистов.
Причина отъезда медиков за кордон банальна — нехватка средств.
Если оклад врача-специалиста в странах Старого Света зачастую колеблется в районе 10 тыс. евро в месяц, то средняя заработная плата врачей Латвии и Литвы до уплаты налогов в 2014 году составляла 1097 евро и 1197 евро. Разница десятикратная.
Добавим сюда неадекватные нагрузки медработников: одной латвийской медсестре необходимо ежедневно ухаживать за 30 и более пациентами, тогда как ее западноевропейской коллеге — лишь за 6–10.
Немногие готовы к подобным условиям труда за символическую плату, тем более что границы открыты.
Казалось бы, ситуация в столь важной отрасли, как здравоохранение, требует от прибалтийских правительств перенаправить деньги именно туда. Но нет, у правящих другие приоритеты: защита от России. Так, в бюджете Латвии на 2017 год военные расходы увеличены на 27,7%, расходы на здравоохранение – на 8,5%. Если в наступившем году официальный Вильнюс повысил ассигнование «оборонки» на 149,2 млн, то литовская медицина получит лишь на 24,2 млн евро больше, чем годом ранее.
Оттого и неудивительно, что восточноевропейская периферия давно превратилась в кадровый кладезь для стран Старого Света, так нуждающихся в квалифицированных работниках, в том числе в сфере здравоохранения.
Петерис Апинис
«Мы теряем много медсестер из-за того, что у нас всё время ведется активная вербовка. Ежедневно к ним на почту приходят различные письма с предложениями выучить иностранный язык за полгода — например, норвежский — и уехать работать в другую страну. Богатые страны неохотно вкладывают деньги в обучение молодых специалистов. Они просто покупают готовый продукт. К сожалению, здесь всё не так, как в футболе, когда мы можем натренировать молодого нападающего и продать его Англии за миллион. Здесь наоборот: наших специалистов мы отдаем бесплатно», — в красках описывает ситуацию с экспортом прибалтийского медперсонала президент латвийского Общества врачей Петерис Апинис.
С поставленным доктором Апинисом диагнозом не приходится спорить. Сегодня каждый пятый латвийский врач уже достиг пенсионного возраста. Заменить их некому. Развитые западные экономики словно губка впитывают в себя молодых специалистов из периферийных стран. Скоро оставшееся и стареющее население Прибалтийских республик лечить будет попросту некому.