В Литву прибыла делегация из 14 вице-министров Украины, чтобы научиться у прибалтийских союзников опыту европейской интеграции и стандартам ЕС. Чему может научить Украину Литва? Уничтожить производство, выдворить из страны половину трудоспособного населения и отключить российские телеканалы — всему этому идущая по балтийскому пути Украина уже научилась или успешно учится.
Визит украинской делегации в Литву совпал по времени с жесткой критикой, которой депутаты Верховной Рады подвергли «варягов» из нового украинского правительства. По словам министра по делам молодежи и спорта Игоря Жданова, один из министров-иностранцев не выдержал критики парламентариев и после слов, что он не профессионал, ничего не понимает в экономике и должен уйти из Кабмина, заплакал.
Назвать фамилию коллеги министр спорта по этическим соображениям отказался, и теперь украинские журналисты выбирают между американкой из чикагской диаспоры Натальей Яресько (министр финансов) и литовцем Айварасом Абромавичюсом (министр экономического развития). Большинство — за американку, но и у Абромавичюса тоже есть свои «сторонники».
Между тем, литовского министра и вообще Литву подверг критике бывший украинский премьер Николай Азаров, к годовщине своей отставки презентовавший в Москве книгу «Украина на распутье». «Что этот литовец понимает в экономике? Мы что - в Литву хотим превратиться? Литва, где 500 тысяч уехали на заработки туалеты мыть, образец развития?», - задал риторический вопрос Николай Азаров, комментируя назначение Айвараса Абромавичюса министром экономического развития Украины.
Получается, что да: если в Литву приезжают украинские правительственные делегации учиться европейской интеграции и стандартам ЕС, то Литва для Украины — образец развития.
Впрочем, это получается и по всей выбранной Украиной модели социально-экономического развития — в своем стремлении идти в Европу она копирует худшие восточно-европейские, в том числе — литовские образцы.
Тот же Айварас Абромавичюс на посту министра экономического развития для начала прославился тем, что предложил сократить количество стратегических предприятий Украины, не подлежащих приватизации, с 1478 до 551 и передать их американским инвесторам. Такая судьба, похоже, украинские стратегические объекты и ожидает: на этой неделе сразу два легендарных украинских предприятия, входящих в список стратегических, прекратили свою работу. Ракетно-космический «Южмаш» и авиастроительный «Антонов». На обоих заводах бастуют рабочие, которым уже несколько месяцев не платят зарплату, а «Антонову» вдобавок грозит рейдерский захват. Кажется невозможным, что легендарные заводы — флагманы технического прогресса перестанут существовать? Но ведь перестали же существовать в Прибалтике не менее легендарные ВЭФ, Вильма и Каунасский радиозавод.
Еще несколько лет назад украинцы считали одной из основ своей независимости газотранспортную систему — теперь самый главный стратегический объект Украины планируют передать европейскому консорциуму. До боли напоминает историю о том, как Литва под давлением Евросоюза ликвидировала один из своих главных стратегических объектов — Игналинскую АЭС.
Но самое главное в чем даже не украинские политики, а простые украинцы хотят подражать Литве — это возможность «свалить» из своей богоспасаемой неньки в Европу.
Социологические исследования эмигрантских настроений, проводимые в странах бывшего СССР, в некоторых случаях поражают совпадениями в цифрах с точностью до процента. Согласно позапрошлогоднему опросу Baltijos tyrimai, из Литвы хотели бы эмигрировать 56% молодых литовцев. Согласно аналогичному опросу, проведенному украинским Институтом демографии и социальных исследований им. Птухи, из родной страны хотят уехать 56% молодых украинцев. Надо полагать, именно из-за мечтаний об эмиграции украинская молодежь дружно поддерживала ассоциацию ЕС с Украиной и Евромайдан: верили и до сих пор верят, что Евросоюз введет для них безвизовый режим, и украинские «заробитчане» вместе с латышами и литовцами смогут неограниченно долго собирать клубнику в южной Англии и солить рыбу в северной Норвегии.
В Литве, где украинские мечты стали явью, по официальным данным Департамента статистики Литвы, с 1990 по 2010 год из страны уехало 615 тысяч человек — это пятая часть населения страны. В последующие несколько лет еще 150 тысяч, и это только если брать официальную статистику. Если прикинуть тех, кто не декларировал свой отъезд из Литвы, то реальная цифра эмиграции приближается к миллиону человек — то есть украинский экс-премьер Азаров, говоря о «500 тысяч уехавших на заработки туалеты мыть» еще сильно польстил Литовской республике.
Миллион эмигрантов — это минус 28% населения — критически опасная цифра для будущего Литвы (честно говоря, лишающая её всякого будущего), но терпимая для Евросоюза. Если из 42-миллионной Украины в ЕС уедет 28% населения, то в абсолютных цифрах это будет 11 с половиной миллионов человек. Столько гастарбайтеров/чернорабочих никакой Евросоюз не переварит.
По этой простой причине ЕС не откроет своих границ для украинцев никогда. Он уже сейчас не только не идет на упрощение визового режима, но и постепенно сворачивает те льготные условия пересечения границы, что существовали для украинцев в приграничных территориях.
Поэтому в реальности Литва может научить Украину тем вещам, которые окончательно добьют не только страну, но и простых украинцев. Рвать все экономические связи, производственные цепочки и транзит с восточными рынками (ассоциация и зона свободной торговли с ЕС их рвет), вести войну со своим регионом (Литва передает Украине на эти цели вооружение) и так далее, вплоть до мелочей — запрещать российские телеканалы (Украина запрещает), переписывать историю (Украина переписывает), искать и находить повсюду шпионов, агентов, наймитов, засланцев (Украина ищет и находит). Разница в том, что у литовцев всегда была возможность сбежать от безумия своего политического класса в нормальные и преуспевающие страны. Украина сейчас во многом идет по пути Литвы, вот только у украинцев нет и не предвидится возможности пойти по пути литовцев.