Прибалтийские политики впали в недоумение и не знают, что им говорить о военной операции России в Сирии. С одной стороны, есть соблазн в очередной раз занять максимально антироссийскую позицию, объявить Москву «кровавым агрессором» и солидаризироваться с «жертвой агрессии». Однако в данном случае это означает солидаризироваться с террористическим «Исламским государством», борьбу России с которым поддержали Соединенные Штаты Америки. С другой стороны, поддерживать и одобрять Россию прибалтийские элиты, международной специализацией которых является антироссийская риторика, тоже не могут. Отсюда временное замешательство и угрюмые рекомендации западным союзникам не слишком-то доверять этой Москве.
«Международный террорист борется с терроризмом. Неужели найдутся наивные, которые поверят Путину?», — написал в своем микроблоге в twitter депутат Сейма Латвии от Национального объединения ВЛ/ОС-ДННЛ Янис Домбрава. Заявление, вполне достойное национально озабоченного деятеля из Прибалтики, однако в данном случае его можно списать на неопытность и горячность молодого латышского националиста.
Более солидные и умудренные опытом коллеги Домбравы из Латвии и других стран Балтии пока предпочитают столь радикальных оценок избегать.
Это происходит не потому, что называть президента соседнего государства международным террористом — глупо и несолидно. Как раз такие сравнения являются отличительной чертой прибалтийского стиля, и в недалеком прошлом их позволяли себе не молодые начинающие политики, а лидеры государств. Еще недавно президент Литвы Даля Грибаускайте именовала Россию террористическим государством, но по вопросу о Сирии г-жа presidente до сих пор предпочитала не высказываться.
В последний раз свой шлягер о «кровавой неоимперской России» Грибаускайте исполнила с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, где заявила, что право вето позволило России перекроить границы Украины, избежать ответственности за гибель малайзийского Боинга и вызвало гуманитарную катастрофу в Сирии, в которой, как следует из логики Дали Поликарповны, тоже виновата России. В продолжение своей логики Грибаускайте должна была бы уже обвинить Россию в кровавой агрессии против «суверенного и демократического» «Исламского государства». Так нет же, молчит.
Пока что от имени стран Балтии яснее всех о новой ситуации в международных отношениях высказался президент Латвии Раймонд Вейонис, из своего прибалтийского угла предостерегший западных союзников, чтобы не слишком-то общались с Путиным, и высказавший опасение, что из-за Сирии все теперь забудут об Украине.
Президент Латвии признал, что Западу все труднее придерживаться общей политики в деле противостояния России. В интервью Wall Street Journal Вейонис заявил, что Москва «запугивала и разделяла Европу», пытаясь использовать экономические связи для того, чтобы привлечь на свою сторону отдельные страны Евросоюза, а еще посылала свои военные самолеты летать в небе над Прибалтикой (видимо, для того, чтобы всех там запугать). «Очень трудно доверять такому партнеру», — делает вывод из перечисления всех этих «козней» президент Латвии и предостерегает западных союзников от дружбы с Путиным.
Другая забота Раймонда Вейониса — Украина. Там Россия «взяла под свой контроль» часть территории и по сей день продолжает «провоцировать нестабильность». Однако из-за Сирии на Западе все теперь могут об Украине забыть.
В переводе эти слова означают, что из-за Сирии на Западе все теперь могут забыть о Прибалтике.
Потому что тема Прибалтики на Западе в последние два года — это тема Украины. Актуальность Украины всё это время позволяла прибалтийским деятелям надеяться, что западные союзники не забудут и о них. «Крымский сценарий», «российская пропаганда», «зеленые человечки», «гибридная война», «Путин на нас нападет» — это все темы в равной степени и украинские, и прибалтийские.
Актуальность этих тем и интерес Брюсселя и Вашингтона к Украине в целом позволяли и прибалтам находиться в поле зрения хозяев. Разумеется, сами прибалтийские лидеры этому активно способствовали: еще весной благодаря их крикам о том, что следующими после Украины «жертвами имперской политики Путина» станут балтийские страны, Литва, Латвия и Эстония были в западном политико-экспертном сообществе на слуху. Однако теперь, когда всеобщее внимание переключается на Сирию, а сделавшая «европейский выбор» Украина вызывает на Западе все более явственное разочарование, да в условиях недавнего отвода тяжелых вооружений на Донбассе, американцы с европейцами неизбежно будут терять интерес не только к Киеву, но и к его беззаветным союзникам — балтийским странам.
При этом использовать в своих целях сирийский кризис так же, как они использовали украинский, для «буферного» правящего класса Прибалтики — заведомо невозможно.
Есть соблазн объявить военную операцию России «кровавой агрессией» и очередным рудиментом «имперского мышления», но вот беда: США, Франция и другие союзники стран Балтии по НАТО занимаются аналогичной «кровавой агрессией» в Сирии уже год, Россия свои военные действия координирует с американскими и решение о начале российской воздушной операции было принято после встречи Владимира Путина с Бараком Обамой в Нью-Йорке. Солидаризироваться с «жертвами агрессии», как это было с Украиной, тоже невозможно: это значит солидаризироваться с «Исламским государством», которое во всем мире признано абсолютным, кристаллизованным злом. Что же теперь остаётся: поддерживать и одобрять Россию?!
Некоторые прибалтийские политики до такого парадоксального решения уже дошли. «Я не могу спокойно смотреть, как людям отрезают головы, когда людей сажают в клетки, а потом их опускают под воду, где люди мучаются и умирают. Я не понимаю, когда уничтожают архитектурные памятники, которым 5000 лет. С такими явлениями надо бороться. Если Россия борется с такими явлениями, как терроризм, варварство и вандализм, я это приветствую и поддерживаю», — заявил литовскому Delfi депутат Сейма Литвы от социал-демократов Бронюс Брадаускас.
«Надо понять три вещи, которые актуальны в сирийском вопросе и болезненны для нас», — считает экс-министр обороны Латвии, депутат Европарламента Артис Пабрикс («Единство»). — Первое — Обама хочет, чтобы президент Сирии Башар Асад ушел. Думаю, что в ближайшее время благодаря поддержке России убрать Асада будет очень трудно. Его нельзя сравнивать с Януковичем. За Януковичем не стояло общество. Во-вторых, всех беспокоит «Исламское государство» (ИГИЛ). В этой части обществу нравится, что Россия их бомбит. Ну заодно бомбит и других противников Асада, но нам стоит понять, что эти другие — организации разного типа, отнюдь не либерально-демократические. Нельзя так однозначно определить, кто такие эти другие. Третье — миграция. Если с помощью России удастся уменьшить миграцию в европейские страны, многие будут рады. Так что Россия играет очень умно, а мы — нет».
Однако мейнстримом в прибалтийском истеблишменте подобные мнения стать все равно не могут, потому что антироссийская риторика и продажа своей русофобии западным заказчикам за последние четверть века стали главной и единственной международной специализацией правящего класса Прибалтики.
Если прибалтийские политики откажутся от антироссийских истерик на международной арене, то что у них останется? Ничего. Так что если в целом выступить против военной операции России нельзя, то в ближайшие недели, если не дни, из Прибалтики пойдет волна деструктивной критики по частностям. Российские самолеты бьют по мирному населению, русские не координирует боевые вылеты с американцами, война с терроризмом является лишь прикрытием для сохранения у власти «путинской марионетки» Асада… Собственно, эта волна уже пошла.