В воскресенье в китайском городе Ханчжоу стартовал двухдневный саммит G20 – встреча глав двадцати ведущих стран мира. Президент Путин вынужденно отправляется в Китай на день раньше: график встреч перенасыщен, нужно всё успеть. Два года назад западные лидеры не желали общаться с «хозяином Кремля», сегодня Россия – «гость номер один», как заявили хозяева саммита – китайцы. Попытки изолировать Москву привели к обратному эффекту: влияние России на международной арене усилилось, переговорные позиции – укрепились.
На полях саммита Путин уже успел встретиться с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, лидером Китая Си Цзиньпином и новым премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, которой предстоит вести Соединённое Королевство вперёд после «брексита». Ещё в августе оба лидера провели телефонные переговоры. По инициативе Лондона, как сообщал официальный сайт Кремля. Тогда стороны посетовали на неудовлетворённость нынешними параметрами сотрудничества, условились активизировать совместную работу по ряду направлений, договорились о личной встрече.
Обоюдоприятный «дипломатический флирт».
Лондон давит на ЕС путём демонстрации сближения с Москвой, пытается отстоять свои интересы в процессе «развода» с Брюсселем. Путин, ведя переговоры с Мэй, парирует остаточные попытки изолировать Россию. Попытки, уже доказавшие свою несостоятельность, что ещё раз подтвердили хозяева нынешнего саммита G20 – китайцы. Ещё до начала форума Пекин объявил российского президента «гостем под номером один». И если на встрече «двадцатки» 2014 года в австралийском Брисбене западные лидеры активно игнорировали Путина, а британские таблоиды писали о ссылке «хозяина Кремля» в «дипломатическую Сибирь», то на сегодняшнем саммите Россия находится в центре внимания.
Уже прошлогодняя встреча формата G20 в Анталье показала: превращать Россию в страну-изгоя – дело малооправданное и просто глупое. Не те времена. Европа захлёбывалась средиземноморскими беженцами, Париж сотрясали террористические акты. Увидеть в Москве союзника по борьбе с этими вызовами Западный мир был ещё не готов, но и желания подвергать российского президента публичной обструкции, как это было годом ранее, уже не возникало.
Теперь саммит в Ханчжоу. Самое время подвести итоги работы всевозможных «сдерживателей России» и промоутеров изоляции.
Западные санкции за два года так и не смогли заставить Кремль изменить поведение, бумерангом ударили по европейским производителям и, кроме того, стали серьёзным стимулом к перестройке российской экономики. «Мы (власти РФ – прим. RuBaltic.Ru) не рады ограничительным мерам, однако они больше не имеют серьёзных макроэкономических последствий», – рассказывал немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. И вот уже президент Путин, выступая на первом заседании саммита G20, говорит о стабилизации ситуации в российской экономике.
Действия российских ВКС в Сирии поменяли военный расклад в стране в пользу Башара Асада. Сближение с Турцией и проявляющиеся контуры «треугольника» Москва – Анкара – Тегеран посылают западным партнёрам сигнал о некотором изменении баланса сил на Ближнем Востоке. Помимо прочего, Россия становится важной темой в американской президентской гонке. Вот уже и соратники Клинтон начинают обвинять Москву в попытке повлиять на выборы в США, просят ФБР провести расследование. Серьёзный комплимент Кремлю.
Запущенная после украинского кризиса кампания по сдерживанию России в итоге усилила её влияние на международной арене и укрепила переговорные позиции. Получилась изоляция наоборот: теперь Москву уж точно невозможно игнорировать.
Сирия, международный терроризм, вопросы глобальной безопасности и экономического развития – без русских справиться с этими вызовами едва ли удастся, прекрасно осознаёт «группа двадцати». Вот и судьбу Украины на полях саммита G20 будут решать Москва, Берлин и Париж в рамках двусторонних встреч. Украинское руководство осталось дома. Хулиганили, диверсионную группу Минобороны в Крым засылали – теперь наказаны. Западные союзники Киева согласны: решать судьбу Украины можно без самой Украины. И плевать на её суверенитет, Москва в этом вопросе субъектнее. Теперь уже трое участников «нормандского формата» готовы давить на украинские власти, чтобы заставить Киев выполнять Минские договорённости. Пусть пока лишь при помощи такой вот «дисквалификации».
Хозяева форума – китайцы – относятся к вопросу своей суверенности более трепетно. «Наши страны должны ещё плотнее усилить всестороннее сотрудничество, усилить взаимную политическую поддержку, поддержку другой страны по защите суверенитета», – сказал председатель КНР Си Цзиньпин в ходе встречи с президентом Путиным. Пекин поддерживает Москву в её стремлении «идти путём развития в соответствии с реалиями своей страны», отметил Си Цзиньпин.
Процветание России КНР рассматривает как «свой собственный шанс в развитии», заявил лидер Поднебесной.
С помощью протокольных деталей акценты саммита были расставлены окончательно. Китайская сторона оставила президента США Барака Обаму в аэропорту без трапа и красной ковровой дорожки. Американскому лидеру пришлось воспользоваться запасной лестницей в конце самолёта. Помимо прочего, встречающая сторона запретила журналистам из США выходить к своему лидеру. На заявления сотрудников Белого дома, что Штаты сами будут устанавливать правила для американского президента, китайская сторона отреагировала предельно чётко: «Это наша страна и наш аэропорт».