Из Эстонии за рубеж на заработки уезжает гораздо меньший процент жителей, нежели из Латвии или Литвы. Об этом свидетельствует официальная статистика. Значит ли это, что Эстония за годы нахождения в ЕС продвинулась гораздо дальше своих прибалтийских соседей на пути социально-экономического развития? Или же дело в хитростях лукавой статистики?
Количество населения в Эстонии ежегодно неуклонно сокращается уже на протяжении 25 лет, и основными причинами этого являются превышение смертности над рождаемостью, а также негативное миграционное сальдо. По официальным данным Департамента статистики Эстонии, на начало 2015 года численность населения страны составила 1312,2 тыс. жителей. Это почти на 4 тыс. человек меньше, чем было год назад.
После вступления Эстонии в Европейский Союз, из страны за 10 лет, с 2004-2013 годы, выехало примерно 51 тыс. человек, что составляет около 4% населения страны, большинство из них были эстонские граждане (89%).
Абсолютное большинство эмигрантов (81%) – жители трудоспособного возраста от 15 до 64 лет, а наибольшее количество уехавших было среди людей, находящихся в самом расцвете сил - от 25 до 44 лет. Их удельный вес среди всех эмигрантов составил 47%. Также чаще других отправлялись за рубеж люди старше 45 лет (20%) и молодёжь от 15 до 24 лет (17%).
Очевидно, что отъезд жителей наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста не может не сказаться на возрастном составе населения Эстонии. По официальным данным за 2014 год, в стране проживало 45% жителей в возрасте 45 лет и старше, тогда как доля жителей наиболее трудоспособного возраста от 25 до 44 лет составляла лишь 28% населения. В то же время доля молодых людей 15-24 лет, только вступающих в трудовую жизнь, в составе населения Эстонии оказалась наименьшей – 11%, а детей младше 15 лет – 16%.
По этим данным хорошо видно - людей трудоспособного и репродуктивного возраста в Эстонской Республике становится всё меньше и меньше.
Эмиграция населения, конечно, характерна для всех трёх прибалтийских стран после их вступления в Евросоюз, и тенденции здесь схожи. Преимущественно молодые люди уезжают в другие, более благополучные страны ЕС за «длинным евро». Однако, на первый взгляд, эстонская ситуация выглядит гораздо лучше. Так, только по официальным данным из Латвии за десять лет нахождения в Евросоюзе эмигрировало около 300 тыс. человек (ок. 13%), из Литвы – почти 500 тыс. (ок. 15%). Казалось бы, это свидетельствует о меньшем масштабе социально-экономических проблем в Эстонии, однако, по мнению экономиста, профессора Латвийского университета Михаила Хазана, в расчётах Департамента статистики Эстонии относительно количества эмигрантов наблюдается серьёзная неточность. С точки зрения статистики, эмигрантом человек считается лишь тогда, когда он выписался из регистра народонаселения, уведомив эту инстанцию о своём отъезде более, чем на год. Если же уезжающий из Эстонии этого не сделал, то, несмотря ни на что, он будет числиться постоянным жителем своей страны.
При этом, в отличие от Латвии и Литвы, из которых большинство населения уезжает в Великобританию, Ирландию или Германию, жители Эстонии предпочитают отправляться в более близкую им Финляндию. По данным статистики, 70% всех уехавших из Эстонии отправилось именно туда. Столицы данных государств – Таллин и Хельсинки – разделяет лишь 88 километров воды Финского залива. Это расстояние на курсирующем более десяти раз в день пароме Tallink можно преодолеть всего за два часа, чем и пользуются многочисленные эстонские эмигранты. Особенно часто это проявляется при посещении врачей: в Финляндии к ним не так просто попасть, а потому жители Эстонии предпочитают отпроситься на день с работы и приехать на приём к врачу в свой родной город. Тем более, что у многих работающих в Финляндии эстонцев не имеется медицинской страховки.
То, что эстонских эмигрантов по факту больше, чем подсчитало статистическое ведомство, подтверждает простое сопоставление цифр. Если посмотреть данные финского статистического управления, то оказывается, что в Финляндии постоянно проживает 45 тыс. эстонских граждан – то есть практически все эстонские эмигранты за 10 лет в ЕС. Возможно ли такое? Вряд ли, учитывая, что Финляндия – пусть и самая популярная, но далеко не единственная страна эмиграции для Эстонии. Кроме Финляндии жители Эстонии отправляются в Великобританию (6%) и Россию (5%). Чаще всего в Россию отправляются жители граничащего с ней региона Ида-Вирумаа (16%), находящегося на северо-востоке Эстонии.
Соответственно, реальное число выехавших из Эстонской республики серьезно превышает местные официальные данные.
Интересно при этом, что чаще всего жители Эстонии уезжают из центральных сельских регионов страны, населённых преимущественно эстонцами. В уездах Вильяндимаа, Йыгевамаа и Ярвамаа, по данным статистики, наблюдается наибольший в процентном отношении отток жителей. То есть, как ни парадоксально, при открытии границ Эстонию стало массово покидать именно население, являющиеся оплотом доминирующих в эстонской политике правоконсервативных партий, лидеры которых так активно борются за сохранение эстонской нации. Борьба эта, очевидно, остается лишь на уровне звонких речей – по некоторым оценкам демографов, если не переломить существующий тренд эмиграции, то лет через сто Эстония исчезнет.