×
Политика Политика

Классический самострел: Варшава отменила местное приграничное движение

Источник изображения: ntv.ru

«Право и справедливость» покусились на проект, который устраивал всех. Россия и Польша лишились одного из символов добрососедских отношений.

Польша приостановила режим местного приграничного передвижения (МПП) с Калининградской областью 4 июля. Официально озвученная причина – саммит НАТО в Варшаве (8–9 июля) и Всемирные дни молодёжи в Кракове (26–31 июля). Польские власти пошли на беспрецедентные меры предосторожности – усилили контроль на границах с Германией и Чехией, запретили митинги и демонстрации. Но даже тогда временный запрет МПП казался излишним. Перспектива того, что в ряды калининградцев, отправляющихся на сутки закупиться польскими сырками и сосисками, затешутся безумцы с планами сорвать встречу глав Североатлантического альянса или, того хуже, убить папу римского, была туманной.

Вызывала вопросы и манера действий польского МИД: решение он принял в последний момент, без заблаговременного уведомления российской стороны.

И калининградское правительство, и администрации приграничных регионов просто поставили перед фактом. В связи с этим как в калининградской, так и в польской прессе циркулировали слухи о том, что приостановка МПП имеет совсем иную подоплёку. Власти в ответ успокаивали: жизнь вернётся в прежний ритм со 2 августа, когда страсти стихнут. Опасения оказались реальностью. На днях выяснилось, что восстанавливать МПП с Калининградской областью Польша не спешит. И снова дело якобы в безопасности. Или, как выразился замминистра внутренних дел Польши Ярослав Зелиньский, «что касается России, то она не ликвидировала причины, связанные с нашей безопасностью, которые стали поводом для ограничения приграничного передвижения». Из заявления чиновника ясно следует, что массовые мероприятия в Польше, требующие экстраординарного внимания, были лишь поводом для разрыва связей с восточным соседом. Россия в ответ приостановила МПП со своей стороны.

«Большой успех»

МПП между Россией и Польшей заработало с 27 июля 2012 года. Чтобы понять значение проекта для региона, нужно напомнить, что стороны шли к нему 20 лет – с 22 мая 1992 года, когда был подписан русско-польский меморандум о сотрудничестве Калининградской области и северо-восточных воеводств Польши. Создание некоего упрощённого, вневизового режима кратковременного въезда на ограниченные приграничные территории напрашивалось само собой. Количество пересечений русско-польской границы неуклонно росло, к 2012 году перевалив за 4 миллиона. К тому же, выполняя регуляции Евросоюза, Польша летом 2007 года ввела визовый сбор в размере 35 евро. Это привело к тому, что количество виз, выданных генконсульством в Калининграде, за месяц упало на треть, а местные турфирмы стали сообщать о 80-процентном сокращении продаж турпутёвок в Гданьск. Облегчить взаимные перемещения жителей и было призвано МПП. Новый режим охватил всю Калининградскую область и несколько повятов Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств. 

С польской стороны под действие МПП попало знаменитое Трёхградье – Гданьск, Сопот и Гдыня, а также города Ольштын и Эльблонг. То есть главные экономические и туристические точки притяжения россиян.

Инициатива практически сразу оправдала себя, что признали и почувствовали на собственном опыте по обе стороны границы. Пожалуй, о выгодах МПП в красках может рассказать любой житель приграничья. Будь то россиянин, едущий на шопинг-тур за дешёвыми польскими продуктами питания, одеждой, обувью, косметикой и электроникой, или поляк, идущий за дешёвым российским бензином, углём или сигаретами. О преимуществах схемы свидетельствуют и научные исследования. Польский институт международных дел (PISM), базирующийся в Варшаве, назвал МПП «большим успехом для Польши и России», причём успехом на всех фронтах – экономическом, общественном, культурном. По данным польской таможни и статистического управления, в первом квартале 2013 года россияне в рамках МПП потратили в Польше 113,2 млн злотых, что на 89,6% больше, чем за аналогичный период 2012 года, когда МПП не было. Рост продолжился и дальше. Всего же в первом полугодии 2013 года россияне оставили в Польше минимум 238 млн злотых. Эксперты PISM отмечают, что истинная сумма может быть ещё больше. Польская туристическая палата зафиксировала с июля 2012 года (ввод МПП) рост в 3,5 раза числа россиян, посещающих Польшу. Закономерный рост межчеловеческих связей и деловых контактов привёл ко многим радостным для поляков новостям, в том числе к увеличению спроса на курсы польского языка в Калининградской области.

Опасения о возможном разгуле контрабанды и бандитизма, наоборот, не оправдались. Россияне в целом были дисциплинированными гостями. 

Происшествия и нарушения режима были единичными. Роста краж и прочей преступности в польской зоне МПП PISM не выявил. Даже на приостановку режима на российской границе отреагировали спокойно. Не в пример жителям Львовщины, которые в идентичной ситуации взялись в знак протеста блокировать границу на трёх погранпереходах, не пропуская поляков на родину, что привело к ряду неприятных стычек и инцидентов. К схожим выводам о пользе МПП пришли Рената Анисевич и Тадеуш Палмовский из Гданьского университета. Их исследования показали, что, помимо покупок, россияне активно путешествуют в Польшу по карточкам МПП за медикаментами, посещают фестивали, спортивные мероприятия. Любуются достопримечательностями Трёхградья. Отдыхают на пляжах Гдыни и Сопота, ходят на концерты в Baltic Arena и Ergo Arena Hall в Гданьске, гуляют по городскому зоопарку в районе Олива. Разумеется, подпадающие под МПП муниципалитеты повсеместно отмечают рост торговли и позитивное влияние на экономику. Анисевич и Палмовский приводят яркий пример: число калининградских покупателей крупнейшего ТЦ Трёхгрядья, торгового парка Матарня, в 2013 году выросло в 12 раз по сравнению с 2010 годом. На праздники – ещё больше!

Ивона-Михалина Батык из Варминьско-Мазурского университета в Ольштыне также отметила как рост посещения Польши россиянами, так и рост их трат. Она провела опросы среди приехавших в Польшу пользователей МПП – подавляющее большинство высоко оценило доступность польских товаров. Поэтому она советует польским компаниям активнее включаться в режим МПП с Калининградом, переживая таким способом экономические трудности. Это особенно актуально для северо-восточных воеводств, считающихся в Польше не самыми богатыми.

Пользу от МПП в Польше прекрасно понимают местные политики и дипломаты, не понаслышке знакомые с ситуацией. 

Активным сторонником МПП является генеральный консул Польши в Калининграде Марцин Носаль. В апреле 2014 года, то есть непосредственно после присоединения Крыма к РФ и в разгар событий на Донбассе, он объявил «обеспечение бесперебойности МПП» своей главной задачей. В начале 2015 года Носаль сообщил, что, учитывая 2,5 года успешного функционирования, польский МИД не намерен отказываться от режима, хоть и «некоторые политики предлагают обратное». Уже в сентябре Носаль отчитался, что за три года россиянам было выдано более 300 тысяч карточек МПП. «Третья часть жителей области имеют это разрешение [МПП]. Могу сказать, что мы очень довольны, как работает договор, – заверял тогда генконсул. – У нас нет никаких планов что-то изменить, и мы надеемся, что у наших партнёров такая же оценка». На специальной встрече в польском Гижицко, посвящённой трёхлетию МПП, Носаль гордо констатировал, что режим стал обыденным явлением по обе стороны границы.

Кроме развития торговли, МПП стимулировало развитие приграничной инфраструктуры, в том числе на польской стороне. 

«Вы помните, как погранпереход в Безледах выглядел 5–15 лет назад? Сравните с тем, как он выглядит сейчас, – говорила эксперт PISM Анна-Мария Дынер в интервью калининградскому порталу «Прегель». – То же самое с Гроново – это вообще самый современный и крупный погранпереход на внешних границах Евросоюза».

«Самострел»

Польские муниципалитеты и экспертное сообщество хотели бы дальнейшего развития МПП. Благо идей с их стороны действительно было много. Предлагалось включить в зону МПП Элк и Оструду либо вообще всю территорию Варминьско-Мазурского воеводства. Высказывались идеи распространить режим на морские и воздушные переходы, от чего могли выиграть порт во Фромборке, аэропорты в Гданьске и Шиманах. Со временем стало понятно, что об этом придётся пока забыть, а теперь польские власти вообще закрыли МПП на неопределённый срок. Данный шаг противоречит духу политики Евросоюза. Брюссель постоянно подчёркивает, что ЕС уделяет большое внимание приграничному сотрудничеству со всеми соседями. Из деклараций еврочиновников следует, что приграничное сотрудничество, взаимодействие людей на местах должно быть вне политики. 

Даже во время санкционной войны оно никоим образом не должно прерываться, а наоборот – усиливаться.

Мало того что МПП между Польшей и Калининградской областью – качественный пример успешного регионального проекта, при котором довольными были обе стороны, так он в последнее время фактически служил чуть ли не единственным образцом нормальных рабочих российско-польских двусторонних отношений. Во всяком случае, самым массовым и осязаемым детищем российско-польского диалога, в который были так или иначе вовлечены сотни тысяч простых россиян и поляков. Они имели возможность позабыть о сложностях «большой политики» и ездить друг другу в гости, зарабатывать и экономить деньги, отдыхать, знакомиться и общаться. Продать и купить санкционные товары, в конце концов. Судя по восторженным отзывам польской стороны, проект не растерял актуальности, несмотря на кризис в России и разницу в курсах валют. Однако правящая в Польше партия «Право и справедливость» («ПиС»), вопреки предвыборным обещаниям МПП не трогать, всё-таки решила под расплывчатым поводом собственноручно зарезать курицу, несущую золотые яйца. Другими словами – классический «самострел». Очевидные экономические интересы приносятся в жертву идеологическим воззрениям «ПиС», а простые люди становятся их заложниками.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров