Литовская республика встречает новый год с новым правительством, вызовами для экономики и батальоном НАТО.
Две «проблемы-2020»
Год Литва встречает с 2,7% роста ВВП и бюджетным дефицитом. Предусмотренные расходы в утверждённом 22 декабря бюджете на 500 млн евро превышают доходы. Дефицит государственного сектора, куда помимо национального бюджета входят бюджеты Фонда социального страхования («Содра»), Фонда обязательного страхования здоровья и другая «социалка», – 0,7% ВВП. При этом структурный дефицит государственного сектора, с учётом замечаний Еврокомиссии, составит 1,8% ВВП.
Причин резкого роста расходов две: затратная новая социальная модель, вступающая в силу с начала 2017 года, и внушительное увеличение вливания денег в оборонную сферу с целью достичь норматива НАТО по трате 2% ВВП на «оборонку». Достичь этой цели Литва планирует досрочно – к 2018 году (вместо 2020-го, как планировалось ранее), и это не предел: новый министр обороны Раймундас Кароблис считает, что оборонные расходы должны составлять 2,2–2,4% ВВП. Дефицит и рост расходов происходят на фоне падения внешней торговли: в 2016 году экспорт и импорт сократились на 2,9% и 4,7% соответственно.
Литовским властям предстоит сделать первые шаги в разрешении двух экономических «проблем-2020», которые грозятся настигнуть республику практически одновременно – это последствия Brexit и окончательное сворачивание российского транзита. Если не произойдёт ничего неожиданного, к 2020 году должен оформиться процесс отмежевания Великобритании от Евросоюза. Тогда же будет приниматься очередной 7-летний финансовый план ЕС. Без Соединённого Королевства Брюсселю придётся пересмотреть бюджетную политику, в том числе по части оказания финансовой помощи Восточной Европе из структурных фондов ЕС и инвестиций в рамках европейской политики кохезии (выравнивания экономических потенциалов регионов). Поскольку развитие Литвы в значительной мере зависит от европейских дотаций, в случае «урезания» помощи она существенно пострадает. Согласно исследованиям Еврокомиссии, инвестиции ЕС в среднем давали литовскому ВВП дополнительно по 2,6% роста. На вливания из ЕС приходится 2,45% валового национального дохода Литвы. Кроме того, по оценкам Всемирного банка, 1,2% ВВП страны формируется за счёт переводов от литовцев, работающих в Британии. На основании этих показателей международное рейтинговое агентство S&P в «Индексе уязвимости от Brexit» поставила Литву на первое место.
Минфин предыдущего правительства мнение S&P оспаривал, ссылаясь на то, что организация оперирует неточными данными. Доля правды в этом может быть – репутация рейтинговых агентств далека от идеала. Однако неоспоримым остаётся факт того, что Великобритания входит в четвёрку крупнейших доноров в европейский бюджет, и её выход из общей финансовой системы ЕС не может не сказаться на размере и распределении дотаций. Главный посыл Brexit – пора научиться жить по средствам. Делать это Литва, похоже, не готова. В соседней Латвии Минфин открыто обсуждает перспективу сокращения помощи ЕС и возможные пути выхода из ситуации – например, через увеличение налоговой нагрузки после 2020 года. Аналогичный план может реализовать и Литва (что, правда, ударит по рейтингам власти), но пока особых попыток осмыслить последствия 2020 года не наблюдается. Видимо, политики скорее надеются защитить статус-кво на переговорах о европейском бюджете. На их стороне хорошие показатели республики в освоении средств еврофондов – 99%, первое место по Центральной и Восточной Европе.
О вполне реальной возможности лишиться российского транзита говорят ещё меньше, несмотря на то что на Россию приходится 35% грузопотока Литвы.
Транзит и транспорт обеспечивают 12–15% ВВП стран Балтии, Литва тут не исключение.
Последовательная недружественная политика в адрес Москвы привела к тому, что Россия декларирует цель переключить грузопотоки с балтийских портов на отечественные тоже ориентировочно к 2020 году. При помощи системы скидок «РЖД» к тому же рассчитывает переманить из Литвы белорусские грузы с Новополоцкого НПЗ (белорусские грузы также составляют порядка 35% грузопотока Литвы). Вкупе с надвигающимся Brexit новости о потенциальном уходе российского транзита – отличный повод начать в следующем году корректировать собственную экономическую модель. Успешное купирование рисков невозможно без осознания самих рисков. Поэтому тот факт, что литовские власти наличие очевидных рисков отметают, не добавляет оптимизма.
Тест для правительства
Наступающий год станет испытанием для нового правительства и во многом определит его дальнейшую работу. Ключевой вопрос – сможет ли коалиция во главе с Литовским союзом крестьян и «зелёных» проводить независимую политику или будет находиться под пятой президента Дали Грибаускайте и союзных ей консерваторов, тем самым повторив незавидную судьбу социал-демократов в 2012–2016 годах. Многообещающему кабинету Альгирдаса Буткявичюса практически каждый день своего существования приходилось воевать с президентом, вооружённой «секретными справками ДГБ» и Службой спецрасследований. В итоге правительство утонуло в скандалах и народном разочаровании. Дошло до того, что в начале 2016 года Буткявичюс обвинял президентуру в подготовке против него путча. Ситуация усугублялась тем, что социал-демократы, вопреки своему названию, отошли от предвыборных обещаний и принимали решения в угоду крупному бизнесу. Апогеем противостояния стали баталии вокруг написанного правительством Трудового кодекса, который профсоюзы сравнивали с рабством и крепостничеством. Защитницей простых литовцев выступила президент, наложив на ТК вето, но пара десятков её поправок были отвергнуты Сеймом. Социал-демократы стали народными врагами и с треском проиграли выборы. Буткявичюс, депутат со стажем, в родном округе проиграл человеку без политического опыта – бойцу MMA Кястутису Смирновасу.
Лидер ЛСКЗ Рамунас Карбаускис и премьер Саулюс Сквернялис пришли к власти благодаря популистской риторике, удачной конъюнктуре и запросу населения на перемены. Их ресурсы – высокий кредит доверия (Сквернялис – самый популярный политик в стране), незапятнанность репутации и имидж «новой силы» в политике. Эти козыри можно чрезвычайно легко растерять за год, проводя непоследовательную политику. Перед правительством стоят масштабные задачи, главным образом решение социальных проблем, борьба с ростом цен, преодоление социального расслоения, одного из самых высоких в Европе. Но пока что, за пару месяцев после выборов, наиболее громкие дебаты в правительстве касались куда менее значимых тем, таких как закон о «заморозке» эмбрионов, закрытие «лишних» вузов, перевод часов или выбор национальных костюмов на празднование столетия литовской государственности.
Правительство отметилось рядом экзотических инициатив вроде идеи Карбаускиса отказаться от рождественских и новогодних открыток по «экологическим» причинам.
Системной работы по социальным вопросам пока не видно, включая доставшийся от предшественников вопрос о Трудовом кодексе. «Крестьяне и “зелёные”» до выборов неоднократно заявляли, что выступают за пересмотр ТК, и одобряли президентские поправки к нему. Теперь речь сводится лишь к тому, чтобы на полгода отсрочить вступление ТК в силу, и к косметическим изменениям наподобие упорядочения переноса выходных дней, чтобы было побольше «длинных выходных». Более глубинные изменения только собираются обсудить, причём с активным участием работодателей, которые изначально и выступали лоббистами «кабального» кодекса. Кроме того, успех правительства будет определяться способностью оперативно реагировать на кризисные ситуации и имеющие общественный резонанс события наподобие «революции цветной капусты» и весеннего бойкота торговых сетей, в ходе которых кабинет Буткявичюса продемонстрировал полную беспомощность и не смог назвать внятных причин повышения цен на продукты.
Оппозиция уже обращает внимание на программу нового правительства, где подозрительно мало конкретики и отсутствуют многие предвыборные обещания ЛСКЗ. Были выхолощены либо полностью пропали ведущие популистские идеи «крестьян и “зелёных”», среди них – налоговая реформа, пенсионные преобразования, создание сети государственных аптек. Кроме того, отмечает оппозиция, оставшиеся идеи заведомо труднореализуемые, так как ради них придётся перекраивать Конституцию. Отсутствует, в частности, ясный рецепт решения одной из тяжелейших проблем Литвы – повальной эмиграции населения. Вместо внятной экономической программы Сквернялис обещает стимулировать возвращение сограждан на родину «изменением отношения власти к человеку». Признавая, что экономическую ситуацию в ближайшее время не улучшить, Карбаускис предлагает вообще сместить приоритеты на культуру и образование, чтобы люди, благодаря созданию нужной «атмосферы», отказывались уезжать из-за очевидной разницы в зарплатах.
Упор на обтекаемые формулировки вместо конкретики и фокусирование на частных вопросах вместо системного подхода к решению проблем, равно как быстрое отступление от многих обещаний, являются большими рисками для правительства Сквернялиса, который при негативном сценарии из всенародно любимого политика может быстро стать «новым Буткявичюсом» и вселитовским козлом отпущения.
Под знаком Дональда
Внешнеполитический курс Литвы будет всецело зависеть от поведения её союзников-покровителей, а именно от шагов новой американской администрации и исхода выборов в ФРГ и Франции. Переориентация внимания США с Европы на Азию и Ближний Восток, о которой много говорил Дональд Трамп, не сулит Литве ничего хорошего. Главными соперниками Трамп открыто считает Китай и Иран, что, в свою очередь, ставит под сомнение литовскую повестку дня, где экзистенциальным врагом выступает Россия.
Литовское продвижение темы российской «гибридной войны», судя по риторике избранного президента США, его тоже особо не интересует, поэтому можно ожидать, что администрация Трампа будет испытывать меньше энтузиазма касательно инициатив Конгресса по отражению «российской угрозы». В этих условиях Литва будет продолжать отстаивать антироссийские санкции и стремиться заняться «просвещением» Трампа по поводу угроз, исходящих с востока. Сделать это будет непросто, учитывая личность потенциального госсекретаря Рекса Тиллерсона, который знает российские реалии не понаслышке и, как человек из бизнеса, привык к сугубо прагматичному подходу в отношениях с Москвой. Поэтому Литве остаётся надеяться на инерционность американской внешней политики и сохранение наследия Обамы.
Несмотря на реальные перспективы лишиться российского транзита и «фактор Трампа», абсолютно никаких предпосылок к улучшению российско-литовских отношений нет. Вильнюс настроен продолжить конфронтационный курс по отношению к Москве, тем более что пока президентом является Грибаускайте, а главой МИД – Линас Линкявичюс.
Оба по своей риторике входят в число самых антироссийских политиков ЕС и мира.
Надежды правительства на «перезагрузку» двусторонних отношений с Польшей выглядят сомнительно. Любое коренное изменение модели польско-литовских отношений в принципе невозможно без разрешения проблем польского меньшинства в Литве, что, в свою очередь, невозможно без признания наличия соответствующих проблем. Президент Грибаускайте никаких проблем с литовскими поляками не признаёт. Она, наоборот, любит во время поездок в Шальчининкский район утверждать, что поляки живут прекрасно и ни на что не жалуются.
Инициатива по созданию в Сейме «Группы 3 мая», призванной заниматься проблемами национальных меньшинств, выглядит ещё более сомнительно, потому что идейными вдохновителями выступают консерваторы и лично экс-премьер Андрюс Кубилюс, по чьей инициативе был отменён Закон о национальных меньшинствах и была проведена реформа образования, которую польская община считает дискриминационной.
Литве в 2017 году предстоит принять международный многонациональный батальон НАТО под руководством бундесвера. Порядка 1000–1200 солдат будут размещать в Рукле. Вместе с немцами отправиться защищать Литву от российских поползновений готовы французы, хорваты, норвежцы и подданные стран Бенилюкса. Для принимающей стороны дислокация контингента Альянса станет испытанием, ведь для солдат, офицеров и техники придётся обеспечить хорошие условия. Сам факт прибытия военных увеличит напряжённость в приграничном регионе и будет способствовать дальнейшей милитаризации Балтики, потому что Россия будет вынуждена пойти на ответные меры. В связи с этим высок шанс того, что постоянные приграничные инциденты с участием боевой авиации и кораблей не только не прекратятся, но и участятся. Это даст Вильнюсу хороший повод требовать очередного увеличения присутствия НАТО на своей территории.