×
Политика Политика

Чего Прибалтике ждать от республиканцев и демократов?

Источник изображения: http://politikus.ru/

Трамп – кошмар. За Клинтон – молимся.

На прошедших в конце июля один за другим съездах Республиканской и Демократической партий были окончательно определены кандидаты в президенты и вице-президенты и приняты официальные предвыборные программы. Итоговые документы снова продемонстрировали, насколько Дональд Трамп и Хиллари Клинтон по-разному воспринимают роль Америки в глобальной политике.

Ни слова об Украине

Наряду с традиционными для республиканцев кивками в сторону Рональда Рейгана, олицетворяющего собой образ «идеального президента» – победителя в холодной войне, магнату Трампу удалось наполнить партийную платформу собственным взглядом на мир. Наиболее артикулированными задачами Белого дома остались борьба с международными террористами-джихадистами и коренной пересмотр экономических отношений с Китаем. На протяжении всей кампании Трамп акцентировал внимание на том, что заключённое его предшественником соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (TPP) в текущем состоянии выгодно лишь Пекину и вредит американской экономике, приводя к росту безработицы, закрытию фабрик и заводов. В аналогичном ключе предлагается пересмотреть работу зоны свободной торговли NAFTA с Канадой и Мексикой. Из-за тесной связи экономики США с Китаем именно КНР видится основным противником. На втором месте идёт Иран со своей ядерной программой. Безумными аятоллами, жаждущими разбомбить США или Израиль, издавна принято пугать республиканский электорат. 

Как показала провальная кампания конкурентов Трампа Марко Рубио и Джэба Буша, Россия для этой роли не подходит.

Европе отводится небольшой абзац. Будущее отношений с союзниками на другом континенте умещается в одну довольно расплывчатую фразу: «Обеспечение продолжения живучести нашего политического альянса с Европой через НАТО потребует усилий и понимания с обеих сторон Атлантики». Пассаж отлично перекликается с недавним заявлением Трампа, что, прежде чем защищать какого-либо члена Альянса, он оценит его вклад в НАТО. 

Разговор о России начинается с реверансов и похвалы. Республиканцы признают, что героизм и страдания российского народа в XX веке заслуживают уважения. Россиян благодарят за жертвы в победе над нацизмом и за последующий отказ от советского строя. В отличие от обычно используемого американцами термина Вторая мировая война, противостояние СССР со странами Оси названо Великой Отечественной войной – чрезвычайно редкий случай для документов, предназначенных для внутреннего пользования. Современные россияне «заслуживают нашего восхищения и поддержки их желания восстановить свою богатую национальную идентичность», считают республиканцы. У Москвы и Вашингтона общие интересы: борьба с терроризмом, ядерное нераспространение, торговля и другие. 

Для того чтобы вместе лучше работалось, Россию просят «пересмотреть» нынешний курс – перестать подавлять оппозицию, не покушаться на права и свободы, не дружить с «тиранами на Ближнем Востоке», не вторгаться в Грузию. 

По украинскому вопросу позиция Трампа резко расходится с радикальной частью консервативного истеблишмента. Заметная часть республиканских политиков выступает за более активную помощь Украине в сдерживании российской агрессии. Однопартийцами Трампа являются известный борец с Кремлём сенатор Джон Маккейн, видный конгрессмен Эд Ройс – любитель с трибуны повоевать с «российской пропагандой», Дэн Коутс и Хэл Роджерс – авторы антироссийских законов, конгрессмен Марк Кёрк, написавший в ФИФА письмо с просьбой лишить Россию чемпионата мира по футболу, и другие ястребы. Несмотря на их лоббизм, команде Трампа удалось вычистить программу от наиболее резких выпадов в адрес Кремля. Делегаты от Теда Круса, экс-оппонента Трампа, на съезде пытались протащить требование начать поставки наступательного вооружения на Украину. Политтехнологи Трампа эти шаги оперативно блокировали. Они переписали поправку в более туманное обещание «надлежащей помощи» Киеву. 

А в итоговом документе Украина как таковая вообще не упоминается ни разу. Осталась лишь вежливая просьба России «не задирать своих соседей». Зато нашлось место «сталинистской» Беларуси, за которую Москва не должна впредь заступаться. 

В конце республиканцы выступают за установление с Россией нормальных торговых отношений. За исключением санкций в рамках Акта Магнитского, накладываемых на чиновников, подозреваемых Госдепом в нарушении прав человека в России. Санкции за Крым и Украину не упоминаются вовсе.

Плечом к плечу

План действий демократов куда менее миролюбивый. Россия находится в списке глобальных угроз. Обвинения классические – дестабилизация соседей, нарушение украинского суверенитета, «попытка воссоздать сферу влияния, нарушающую американские интересы». В США действует негласное правило, что партия, не находящаяся у власти, вправе провести съезд первая. Поэтому у демократов было время прямо в программе ответить Трампу. Ему вменяют саботаж более 50 лет американской внешней политики, основанной на поддержке партнёров по НАТО, и любовь к Владимиру Путину. 

Сдерживание России в Европе – долг Америки, уверены демократы. 

Сотрудничать с Кремлём они тоже готовы, но спешат заверить лидера РФ, что «незамедлительно будут противостоять российской агрессии». Европейским союзникам также в свою очередь обещается защита от России – в этом нелёгком деле США обязуются стоять с ними плечом к плечу. Грузии и Украине отдельно обещается плодотворное развитие отношений с Белым домом, как и любой другой стране, которая возжелает сблизиться с НАТО. В целом риторика демократов совпадает с антироссийским трендом, транслируемым государствами Восточной Европы и Балтии. Со времён начала кризиса на Украине и присоединения Крыма она практически не изменилась. Чем и объясняется популярность настроенной на конфронтацию с Россией Клинтон в Польше, Литве, Латвии и Эстонии.

Сломать выборы

Чем ближе к финальной стадии подходит президентская гонка, тем чаще всплывает в информационном пространстве «российский фактор». Дружественные Клинтон американские СМИ пытаются тесно связать Трампа с Россией. Заголовки внушают избирателям, что выбор предстоит сделать в ноябре не между Клинтон и Трампом, а между Клинтон и Путиным. Сама Клинтон обвинила российские спецслужбы во взломе почтового сервера Демократической партии. За утечкой 20 тысяч электронных писем демократов через «Викиликс» стоят хакерские группы «Уютный мишка» и «Модный мишка», работающие, по мнению демократов, на ФСБ и ГРУ соответственно. IT-эксперт из Гарварда Брюс Шнайер пугает, что такими темпами русские смогут взломать и электронные системы голосования на избирательных участках, если их не остановить. 

Кибератака на демократов подаётся как личная месть Путина. 

Влиятельный портал Politico описывает множество причин, по которым российский президент может испытывать личную неприязнь к Клинтон. Начиная с её шутки в далёком 2008 году, что у работников КГБ по определению нет души, заканчивая просочившейся в прессу информацией, что Клинтон сравнивала Путина с Гитлером. Поддержал эту версию экс-посол в Москве Майкл Макфол. «Госсекретарь Клинтон всегда вела более жёсткую политику по отношению к Путину и русским, нежели другие высокопоставленные чиновники», – напомнил он. 

Кошмар и молитвы

Дональд Трамп тем временем продолжает будоражить общественность совершенно немейнстримными высказываниями. На прошлой неделе в странах Балтии и Польше наделали переполох его крамольные ремарки о НАТО. Журналисты вспомнили, что такого кандидаты себе не позволяли с 1976 года. Тогда действующий президент Джеральд Форд оговорился на дебатах с Джимми Картером, что «нет никакого советского доминирования в Восточной Европе», чем поверг публику в шок. Теперь кандидат-республиканец допустил, что, будучи президентом, он пересмотрит вопрос признания Крыма российским. 

«Люди в Крыму, насколько я слышал, больше хотели бы быть с Россией, чем как было раньше», – сказал Трамп во время интервью. Лагерь демократов воспользовался моментом, чтобы лишний раз объявить Трампа агентом Путина. 

«Они боятся только одного – проиграть выборы, – ответил бизнесмен. – Если наша страна будет в нормальных отношениях с Россией, это будет здорово». 

Но не всех обнадёживают его слова. Услышав мнение Трампа о Крыме, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков назвал его опасным маргиналом. Украинский посол в ООН заверил, что Трамп непременно поменяет своё мнение. В странах Балтии откровения Трампа вызвали новую волну паники. «Это кошмар, – сказал глава Комитета Сейма Латвии по внешней политике Оярс Калниньш. – Для нас, для Европы, для любой страны, имеющей отношения с США, всё это может обернуться кошмаром». 

Другой балтийский чиновник признался The Financial Times, что многие его коллеги «скрестили пальцы», то есть чуть ли не молятся за победу Клинтон. 

Прибалтийские элиты уже научились реагировать на слова Трампа двумя способами. Либо впадать в ужас, как поступает наиболее консервативно-националистическая часть политикума вроде Расы Юкнявичене, сравнивающей его речи с холодным душем. Либо, как литовский президент Даля Грибаускайте и глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, уповать на то, что Трамп шутит, выражается несерьёзно в пылу политической борьбы и имеет в виду совершенно не то, что говорит. Последний трюк проворачивать станет сложнее теперь, когда отголоски слов Трампа перекочевали прямиком в официальную программу партии, которая получилась необычайно сдержанной в отношении к России. А его рейтинг практически вплотную приблизился к Клинтон, по отдельным опросам опережая её.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров